05.04.2004 10:44:53С какими животными ассоциируется образ предпринимателя?
Подавляющее большинство россиян - от 65% до 80% - негативно относятся как к предпринимателям, так и к предпринимательству как явлению. Причина лежит на поверхности - свыше 70% сограждан считают, что "в России нельзя заработать деньги законно", эти цифры были приведены на последнем заседании Никитского клуба (под президентством профессора Сергея Капицы он объединяет группу известных предпринимателей и ученых). Представителей высоколобой общественности столь простой ответ не устраивает - они пытаются выяснять, кто виноват в том, что на втором десятилетии рыночных реформ общественное мнение не хочет принимать капитализм. - Негативное отношение к предпринимательству связано с тем, что мы очень любим ходить толпой, - уверен руководитель департамента политологических программ Центра политических технологий (ЦПТ) Алексей Зудин. - Если в начале 1990-х все говорили о том, как здорово, что у нас развивается частный бизнес и что с его успехами связано будущее, то сегодня столь же часто можно услышать, что общественное мнение не приемлет предпринимательство, а это для нас это вещь чуждая, у нас менталитет особый. Зудин полагает, что оба этих взгляда страшно далеки от реальности. Еще в конце 1990-х годов ЦПТ провел крупное социологическое исследование, посвященное отношению к предпринимателям всех остальных граждан. На первом, осознаваемом уровне (когда респондентов просили ответить, кто такие предприниматели и чем они занимаются) были получены почти те же результаты, что и в сегодняшних опросах: "все они жулики, мы их пока потерпим, но ничего хорошего от них ждать нельзя". Но когда на фокус-группах психологи стали вытаскивать информацию из малодоступных сфер сознания участников исследования, выяснились удивительные вещи. Респонденты должны были назвать животных, с которыми у них ассоциируется образ предпринимателей. Чаще всего упоминались звери, вызывающие отвращение и страх: крыса и акула. Однако заметное место в системе ассоциаций заняли мелкие и крупные животные, за которыми в культуре закрепились устойчивые положительные или нейтральные характеристики: слон, бобер, вол, муравей. Часто о них говорили так: нам бы хотелось, чтобы такие звери жили вместе с нами. Кроме того, ученые выяснили, что одна из главных бессознательных характеристик общественного имиджа предпринимателей - их опасность и неудобство для совместного проживания (ну кому взбредет в голову жить рядом с акулой или снежным барсом?) - носит противоречивый характер. Этим животным обычно приписывают самостоятельность и свободолюбие - "такие в неволе не живут", - но подобные ценности имеют в нашей культуре очень высокое положительное значение. Среди опасных животных упоминались и те, кого мы привыкли называть "благородными хищниками": тигр, леопард, орел, пантера. Это образные синонимы не только опасности, но и силы. Психологи утверждают: те же свойства характеризуют людей с высоким лидерским потенциалом. Любопытно, что та же методика ассоциаций используется при анализе имиджей политических лидеров - с теми из них, у кого свойства благородных хищников не выявляются, работать дальше считается почти бесперспективными, они, как правило, неспособны вызвать восторг и преклонение избирателей. Таким образом, считает Зудин, на самом деле россияне испытывают к предпринимателям плохо осознаваемую симпатию.