Одно из явлений современного бизнеса – обилие разнообразных тренингов. И многие начальники, особенно та категория, которая считает себя наиболее продвинутой и образованной, бросаются в этот омут с головой. Сколько корпоративных денег на подобные тренинги тратится – отдельная тема. Гораздо более остро стоит вопрос: что делать, если начальник активно пытается применить свои зачастую весьма поверхностные знания к своим подчинённым? Возможно, вам повезло, и ваш босс имеет серьёзные академические знания в области психологии. Но, к сожалению, куда чаще мы сталкиваемся со следующей ситуацией: шеф закончил месячные курсы и начинает активно пользовать те приёмы, с которыми его там наскоро ознакомили. Ужасно... В чём это может выражаться? Первый и основной симптом, который проявляется у таких начальников – "понимающий" тон, какой используют работники спасательных служб, разговаривая с самоубийцами, стоящими на краю крыши. Что бы вы не сказали, они смотрят внимательным, сочувствующим, мудрым взглядом (особенно классно это выглядит, когда вас отчитывают за опоздание на пять минут). Второй – после дикого разноса вы слышите комплимент по поводу внешнего вида или ещё какое-нибудь неуместно-приятное замечание (сначала вам порекомендовали поменьше спать и есть, чтобы это не вредило, а потом отметили, что вы очень похудели, и вам это идёт). Третий симптом – долгое перечисление ваших положительных качеств, которые понадобятся при выполнении задания (причем на объяснение самого задания сил практически не тратится – большинство участников тренингов постепенно, незаметно для себя переходят к очень расплывчатым формулировкам, а из них порой бывает очень трудно выделить рациональное зерно – то есть, что, собственно, нужно сделать). Четвёртый – если возникают какие-то проблемы, то все обвинения ложатся на подчиненных: они слишком много времени тратят на передвижение по офису, долго раскачиваются, создали "странную" корпоративную культуру и так далее. Обычно это сопровождается примерами из жизни сотрудников другого, более успешного предприятия: "Вы не поверите, но они даже кофе пьют с ручкой в руке, чтобы в любой момент записать нужную информацию!". Согласитесь, всё это просто невыносимо! Что можно посоветовать в данной ситуации? Во-первых, никогда не спорьте с шефом в открытую. Это бесполезно, потому что он уверен, что разбирается в проблеме лучше вас. Гораздо больше пользы будет, если вы, спустя какое-то время придёте к нему и после фразы: "Я учла все ваши пожелания, тщательно изучила ситуацию и пришла к выводу, что…" – выскажете свои соображения. Возможно, даже противоположные тому, что декларировал шеф. Они будут приняты гораздо более благосклонно, потому что именно такие начальники, на самом деле, очень редко вникают в суть вопроса, предпочитая внешнее повиновение подчиненных. Во-вторых, если босс говорит: "Таково моё виденье, но я хотел бы услышать ваше мнение", – это вовсе не означает, что нужно начинать резать правду-матку, более того, скорее всего предполагается, что единственно полезными окажутся его собственные перефразированные слова, а замечания критического характера будут отметены "как неконструктивные". В-третьих, если он однозначно не прав, но этого не осознаёт, вам будет крайне трудно переубедить его в разговоре. Гораздо более полезными и действенными будут любые "наглядные пособия": диаграммы, схемы, картинки или хотя бы текст, даже написанный от руки. Как бы смешно это ни звучало, любая более или менее цивилизованно оформленная бумага имеет для них куда больше веса, чем человеческое слово. В-четвёртых, если кажется, что он пытается манипулировать вами с помощью каких-то косвенных критических замечаний, стоит действительно обратить на них внимание – подобные люди тратят большую часть своего рабочего времени именно на то, чтобы узнать корпоративные настроения. Возможно, вы найдёте пути изменения своей внешности или новый способ общаться с коллегами. В-пятых – нельзя впадать в крайность, доходя до мании преследования. Ни один человек не способен контролировать себя постоянно, а значит, иногда шеф поступает сообразно со своими внутренними качествами. А поскольку известно, что идеальных людей не бывает, кое с чем нужно смириться, если, конечно, это не выходит за рамки вашего восприятия. И потом, ни в коем случае не стоит забывать о многочисленных плюсах такого начальника: часто он настолько уверен в себе, что его достаточно легко привести к нужному решению (особенно, если использовать цитаты из классиков психологии или литературы). Скорее всего, он не станет зацикливаться на трудовой дисциплине, и всегда отпустит с работы, если попросить об этом проникновенным тоном. По большей части боссы-«психологи» очень интеллигентные люди, которые не обрушат на вашу голову ненормативную лексику, хотя это и не избавляет от обильной критики, к коей склонны все более или менее интеллектуальные и самолюбивые начальники. Вывод из всего вышесказанного: с шефами, озабоченными психологическими тренингами, можно и нужно работать. Настрйте себя на нужную волну и… вперёд, к новым творческим успехам!