04.07.2004 10:30:03С чем сталкиваются сотрудники, решившие работать на дому
В России все больше сотрудников договариваются со своими работодателями о работе вне офиса. То есть из дома. За последние два года их количество, по данным Стокгольмской школы экономики, увеличилось на 600 000 человек. Решившимся на подобный шаг стоит помнить, что, избавившись от одних проблем, например перестав тратить по два часа на дорогу, они обретут другие. Когда рабочее место находится в четырех шагах от кровати и поблизости нет начальника, необходимо, как минимум, обладать высокой степенью самодисциплины. В противном случае все прелести домашнего труда могут сойти на нет. Три года назад веб-дизайнер Марат Деев уволился с работы. Столь смелый шаг он сделал после того, как подсчитал, на какие занятия уходит его рабочее время. Оказалось, что из 480 минут рабочего дня только 260 минут тратится на исполнение непосредственных обязанностей. Кроме того, он часто получал выговоры от начальства, когда опаздывал на работу, задерживаясь в пробках. После очередного выговора он решил уволиться и создать собственную компанию. Теперь он владелец дизайн-бюро Webfast. Несмотря на то, что вместе с увольнением отпала “необходимость тратить время впустую”, эффективность работы от этого не возросла. “Первые месяцы работы дома мне постоянно хотелось куда-то пойти, а работу отложить на вечер. Я несколько раз опоздал со сроками сдачи работы заказчикам, и в следующий раз они обращались к другим дизайнерам”, — вспоминает Деев. После того как за 1,5 месяца он не получил ни одного заказа и остался без денег, он изменил подход к работе. Теперь каждое утро он составляет список трех предельно конкретных результатов, которые он должен получить, до того как ляжет спать. “Я представляю, сколько времени мне потребуется на их выполнение, и могу распланировать свое время, — говорит Деев. — Но я не ложусь спать, пока не выполню работу”. Через три месяца работы дома Деев привык к новому графику работы и восстановил прежний уровень дохода. Директор по маркетингу пивоваренной компании Sun Interbrew Татьяна Пучкова “вышла на работу” через день после рождения ребенка. В компании принято, что сотрудницы, находящиеся в декретном отпуске, продолжают из дома просматривать рабочую почту и по мере необходимости консультировать коллег. Но Пучкова вела несколько проектов, в частности курировала тестирование новых сортов национальных марок компании, и не хотела “выключаться из работы”. Поэтому в течение семи месяцев декретного отпуска она не просто “просматривала рабочую почту”, а полноценно работала. Правда, дистанционно, из дома. За это время она поняла, что подчиненные стали работать лучше, потому что их никто не дергает каждые пять минут и они могут планировать время самостоятельно. “Моя работа тоже стала более упорядоченной, потому что коллегам приходится суммировать все, что они хотят сказать, или письменно, или одним телефонным звонком, потому что я потом могу быть занята, — говорит Пучкова. — Кроме того, никто не портил настроения пересказом негативной стороны внутренней жизни. Например, что Вася был у босса и ему дали лучший проект”. Решившиеся работать вне офиса говорят, что основные трудности “домашней работы” связаны с семьей. “Домашним кажется, что если я работаю дома, то, значит, это не работа и я как бы не устала: у меня должно обязательно остаться время для огромного количества домашних дел. Вечером муж спрашивает, где шедевры кулинарного искусства”, — говорит менеджер по подбору персонала консалтингового агентства “Ориентир” Оксана Смирнова, которая уже два года работает на дому. Ладно, если бы подобное отношение к работающему дома ограничивалось кругом близких родственников. Смирнова жалуется, что на работе возникают такие же вопросы: “Ну ты же приходишь в офис всего два дня в неделю, а остальное время отдыхаешь”. А Марат Деев спустя полгода “надомничества” заметил, что друзья и бывшие коллеги перестали его звать на встречи в кафе. На его вопрос они отвечали: “Мы думали, что ты безработный и не можешь себе позволить пойти в кафе”. С подобной проблемой столкнулась и Пучкова. Коллеги стали забывать ее как члена коллектива: перестали звать на корпоративные мероприятия и реже советовались по рабочим вопросам. Тогда она стала раз в несколько дней отправлять всем коллегам письмо по электронной почте, в котором рассказывала о результатах, которых ей удалось достичь за это время. Но обсуждать спорные вопросы по электронной почте и телефону Пучковой было сложно. Необходимые файлы, присланные по почте, долго грузились, а домашняя обстановка не давала возможности быстро сосредоточиться. Чтобы оперативно решать спорные вопросы, которые сложно обсудить по телефону, Пучкова стала приезжать в офис несколько раз в неделю. Потом еще чаще и — в итоге хоть и с сожалением, но практически отказалась от удаленной работы. Таким образом, получается, что техническая оснащенность “домашнего офиса” становится еще одним камнем преткновения на пути к надомной работе. Многие компании не подключают к общей корпоративной сети дистанционных сотрудников, опасаясь несанкционированной утечки конфиденциальной информации. Правда, современные технологии позволяют избежать и этих проблем. В издательском доме GameLand возможность удаленной работы есть у менеджеров высшего и среднего звена, которые имеют дома выделенную линию Интернета. Чтобы исключить возможность взлома корпоративной сети, в компании решили передавать на домашний компьютер сотрудника не файлы, а только изображение с его рабочего компьютера. Это позволяет сделать специальный стандарт передачи данных, VPN-канал (аналог выделенной линии, считающийся более безопасным). Другая проблема — это организация рабочего пространства. В стандартной квартире разделить жилое и рабочее пространство сложно. Деев попробовал работать из интернет-кафе, находящегося рядом с домом, в котором была вся необходимая оргтехника, но продуктивно работать там не получалось. Он оборудовал рабочее место на 12-метровой кухне, где днем его не отвлекает телевизор и ребенок, а ночью он не мешает спать домочадцам. Чтобы не отвлекаться от работы, он установил ширму. Оборудовав рабочее место в соответствии со своими требованиями, он приучил членов семьи не обращаться к нему с вопросами, когда он сидит за компьютером. Как организовать работу на дому: 1. Обязательно составлять план работы и строго следовать намеченному. 2. Регулярно извещать компанию о результатах своей работы. Это позволит постоянно напоминать коллегам о своем существовании (и не выпадать из корпоративной жизни), а также будет дополнительным стимулом к работе. 3. Разграничить рабочее и жилое пространство. В идеале — выделить отдельную комнату. Но если такой возможности нет, то разграничить пространство хотя бы при помощи ширмы и т. п. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Ведомости"