ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
02.08.2004 10:47:45  Желание сменить профессию - кризис среднего возраста

   Один из признаков так называемого кризиса среднего возраста — желание сменить профессию. В этот переломный момент (обычно 35-45 лет) начинает казаться, что потолок достигнут, а перспективы довольно туманны. Исходя из своих возможностей, менеджеры по-разному решают эту проблему — просто меняют работу, открывают собственный бизнес. Более сложный путь — радикальная смена сферы деятельности.
   Центр Тестирования в МГУ уже два года консультирует людей, желающих определиться в выборе профессии. Изначально эта услуга была рассчитана на абитуриентов, но директор Центра Алексей Серебряков говорит, что более половины тех, кто обращается за помощью — это люди в возрасте 30-45 лет. Причем 2/3 из них ссылается на разочарование в работе, связанное с психологическим кризисом, а не материальными соображениями.
   Профессиональный кризис может возникнуть и раньше пресловутого среднего возраста. По наблюдениям социолога и профессора Российской академии образования Игоря Кона, выразительнее всего этот процесс проходит у людей успешных и креативных. Они многого достигли, но их собственные достижения делают их заложниками резюме, признания и стабильного уровня жизни — им есть что терять. “При этом если люди творческих специальностей могут пережить кризис, написав, например, новую книгу или найдя какой-нибудь другой выход, то тем, чья деятельность очень структурирована, нужны кардинальные изменения”, — считает Игорь Кон.
   Смена профессии и есть один из выходов, которые можно причислить к “кардинальным”. Он влечет за собой, как минимум, резкое падение доходов и снижение статуса. Маргарита Тяжова была успешным руководителем продаж в новосибирском рекламном агентстве. Карьера складывалась успешно, пока не наступил пресловутый средний возраст. “Мне стало казаться, что работа занимает неоправданно много времени, она перестала приносить мне удовольствие,” — рассказывает Тяжова. Несмотря на большие сомнения в правильности поступка, она решила уволиться. “После увольнения я постаралась понять, что же мне нравилось в прежней должности, — вспоминает она. — В итоге я обнаружила, что больше всего меня интересовала работа с людьми, их обучение, мотивация. Но тогда я даже не знала, как может называться такая профессия. Тогда я купила газету, посмотрела объявления и поняла, что это имеет отношение к HR”. Практически сразу же Тяжова записалась на годичные курсы при Новосибирском государственном университете, а еще через две недели нашла работу по новой специальности — в маленькой компании, которая планировала открыть собственное производство. Спустя полгода, уже подобрав персонал и оставив себе на смену профессионального кадровика, она смогла найти более оплачиваемую и креативную работу, и дальше все пошло довольно гладко. Сейчас она — консультант новосибирского офиса рекрутингового агентства “Анкор”.
   Определиться с целями и заняться собственным образованием — это типичная модель выживания для людей, решивших сменить профессию. При этом, по мнению Игоря Кона, приступать к изменениям нужно постепенно, в противном случае это будет напоминать малоэффективный подростковый всплеск эмоций.
   Татьяна Рунге около 15 лет работала в Германии, занимала ведущие маркетинговые позиции в телекоммуникационных компаниях, отвечала за продвижение Siemens в Восточной Европе и странах СНГ. Когда ее возраст приблизился к сорока, она поняла, что работа больше не вдохновляет, кажется слишком рутинной и жестко регламентированной. На одном симпозиуме она познакомилась с создателем классической модели “командных ролей менеджеров” доктором Мередитом Белбиным. События развивались быстро: она прошла курс Белбина в Кембридже, а затем уволилась с работы, с должности регионального маркетинг-менеджера биллинговых систем Deutsche Telekom. После сдачи экзаменов в прошлом году Белбин оценил ее результаты и предложил сотрудничество. Татьяна Рунге решила рискнуть, взяла кредит в банке и открыла небольшую консалтинговую компанию в Лондоне. По ее словам, для нее это начало, которое совпадает с новыми жизненными взглядами.
   Начав работать рекрутером, Маргарита Тяжова обнаружила, что проблема, с которой она столкнулась, вовсе не уникальна. Она говорит, что к ней часто обращаются люди, ни с того ни с сего решившие сменить профессию. В таких случаях Тяжова рекомендует им повторить ее личный путь — немного подучиться и для начала согласиться на работу в небольшой компании с маленькой зарплатой. “В среднем через год они приходят снова, уже готовыми специалистами, которые могут претендовать на большее”, — рассказывает она.
   Но обычно в таких ситуациях обращаться в рекрутинговые агентства бесполезно. Ирина Новаш, специалист, курирующий подбор персонала для компании “Руян”, говорит, что рекрутеры не могут продать работодателю специалиста без опыта.
   Собеседники “Ведомостей” находили работу другими способами — через знакомых, связи, возникающие во время обучения, и путем рассылки резюме напрямую работодателям выбранной отрасли. Константину Моисеенко из Петербурга около 30, и он испытал разочарование в работе в турбизнесе. Тогда он отослал в рекрутинговые агентства резюме, но не указывал при этом цели поиска, поскольку сам еще не знал, что его интересует. Разумеется, рекрутеры ничего не могли ему предложить, поскольку везде требовался опыт. Тогда Моисеенко интуитивно решил, что стоит попробовать себя в гостиничном бизнесе и отправил резюме в отели. Но он не мог даже предположить, что его пригласят в Grand Hotel Europe на собеседование, связанное с должностью менеджера по закупкам. О своей будущей деятельности он не имел никакого представления.
   Как оказалось, в Grand Hotel Europe опыт работы — не главный критерий. По словам HR-директора отеля Андрея Крутилина, больше половины сотрудников не имели раньше отношения к гостиничному делу. В отеле работают летчик-испытатель, кандидат физико-математических наук и др. “Мы смотрим на культурный уровень и возможности личности, а потом уже на опыт работы и образование”, — говорит Крутилин. Он объясняет это также тем, что специалисты с советским гостиничным опытом отелю не подходят, а менеджеры из схожих областей могут не понимать особенности сервиса Grand Hotel Europe. Но, главным образом, человек, который решил изменить свою карьеру, по мнению Крутилина, более пассионарен, а это именно то, что требуется компании. “Для таких кандидатов смена работы — это риск, возбуждение. Они заинтересованы в успехе глубинным образом. И это кардинально отличает их от тех, кто уже имеет опыт в данной области и приходит на новое место за лишней сотней долларов”, — поясняет Крутилин.

ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Ведомости"

В блог / На сайтОтправить по e-mail

Подробное описание Тигель огнеупорный у нас.

2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"