03.09.2004 10:08:46Тестирование на полиграфе помогает разрешить неприятные инциденты оперативно и справедливо
Все чаще компании, пытаясь вычислить среди своих сотрудников потенциальных обманщиков, прибегают к использованию детектора лжи. «По сути, тестирование на полиграфе мало чем отличается от любого другого теста или собеседования, – считает директор группы крупных проектов юридической фирмы «Вегас-Лекс» Юрий Борисенко. – Это то же самое, что отвечать на вопросы собеседника, глядя ему в глаза». Сегодня в корпоративной практике неодушевленные механизмы все чаще заменяют живых чекистов. В российский бизнес полиграф пришел – и сам стал бизнесом – в начале 1990-х. С тех пор спрос на услуги по детекции лжи растет, хотя для многих компаний полиграф по-прежнему остается чем-то из разряда шпионской атрибутики. Как правило, сам аппарат и обслуживающий его специалист появляются в компании после «инцидента». Привлекательность полиграфа для компаний объясняется возможностью не только оперативно вычислить виновного, но и не выносить сора из избы. В пользу полиграфа говорит и ряд «количественных» аргументов. По словам Ореста Ковтуна, вице-президента по организационному развитию и персоналу компании «Евросеть», около 25% сотрудников вызывают подозрение, еще только переступив порог компании. Очевидно, что прохождение детектора «на входе» в компанию в дальнейшем дисциплинирует сотрудников. Но едва ли именно полиграф способствует большей осмотрительности персонала. Скорее всего, дело исключительно в магии слова. Детектор лжи для неспециалиста – чудо-машина, разоблачающая лгунов. В то время как в реальности это всего лишь фиксатор ряда физических реакций. Интерпретация же этих реакций – дело полиграфолога, следовательно, достаточно субъективный процесс. Именно поэтому результаты теста на детекторе не являются прямым доказательством вины в уголовной практике. Полиграф – удобная техника. 96% достоверности результата гарантирует, что абсолютное большинство спорных случаев и неприятных инцидентов разрешаются оперативно и справедливо. Смущает лишь своеобразная презумпция виновности: с самого начала взаимоотношений с новым сотрудником компания недвусмысленно дает понять, что предвидит возможность возникновения неприятных ситуаций и сможет отстоять свои интересы. Столь явная демонстрация технологического превосходства системы над ее «винтиком» может привести к тому, что отношения между ними будут складываться не лучшим образом. Даже успешно прошедший полиграф человек выходит из кабинета с неприятным осадком.