12.09.2004 10:30:02Чрезмерная негативная информации — причина многих нервно-психических расстройств
Однажды в интервью руководитель клинического отделения Московского НИИ психиатрии доктор медицинских наук профессор Юрий Иосифович Полищук сделал тревожный вывод: “Состояние психического здоровья россиян прогрессивно ухудшается. По некоторым данным, в настоящее время в помощи психолога, психотерапевта или психиатра нуждается от 40 до 50 млн. человек. Каждый третий-четвертый житель РФ!” Сегодня этот вывод актуален как никогда. В помощи, во всяком случае психолога, нуждается едва ли не вся страна, пережившая серию терактов, испытавшая страх за сотни ни в чем не повинных детей и взрослых, попавших в Беслане в заложники к безумным террористам. Профессор Ю.И.Полищук сейчас лишь утвердился во мнении, что широкий спектр психических расстройств (невротические, депрессивные, психосоматические, личностные расстройства) в большинстве своем — следствие социально-стрессовых воздействий. А важным источником таких воздействий и способом их “доставки” в сознание людей являются прежде всего СМИ, особенно электронные. Именно передозировка негативной информации, тенденциозное гипертрофированное натуралистическое освещение терактов (в частности, и последнего), чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф, природных катаклизмов является причиной многих нервно-психических расстройств. В последнее время с экранов телевизоров, со страниц газет, что, в общем, на первый взгляд, понятно, зрителям, читателям в течение нескольких дней, множества часов (да и весь последний месяц) демонстрировали не только горевшую школу в Беслане, последствия взрыва на “Рижской”, обломки рухнувших самолетов, но и разбросанные окровавленные фрагменты тел, часть головы шахидки, которую нашли на крыше вестибюля метро “Рижская”, неприкрытые трупы в Беслане, лужи крови, искаженные ужасом и болью лица пострадавших... За последние год-два все эти ужасы тиражируются, повторяются по нескольку часов кряду, кочуют с канала на канал, детализируются их подробности. Доходит до того, что в дни траура из телевизионной сетки по совершенно понятным причинам исчезали развлекательные программы и вставлялись криминальные передачи: на экране опять были маньяки, убийцы, а художественные фильмы все были только о войне, и опять на людей обрушивались взрывы, похоронки, слезы, смерти. — В обществе нагнетается атмосфера страха, — считает Юрий Иосифович. — Есть понятие эмоционального резонанса сопереживания, эмпатии у нормальных людей. Он болезненно заостряется у больных с невротическими, тревожными, депрессивными расстройствами. Вид убитых, погибших людей, искалеченных детей, страдающих родственников вызывает у смотрящих телевизор и читающих прессу сострадание, тягостные переживания, подавленность, тревогу, слезы, страх за себя и своих близких. Отрицательные эмоции по мере их накопления могут привести к расшатыванию психического здоровья, развитию психосоматических расстройств (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, эндокринные и другие заболевания). А человек с травмированной психикой и сам уже способен совершать неадекватные поступки. — Журналистам и руководителям средств массовой информации, — советует психиатр, — должно быть известно, что устным или печатным словом, “картинкой” на телеэкране человека можно тяжело ранить, а иногда и убить. Так почему же не проявляются осторожность, взвешенность и чувство меры, этический самоконтроль со стороны СМИ в интересах потребителей информации, их психического, их физического здоровья? По данным английских ученых, под влиянием негативной информации часто возникают не только чувство беспокойства, страх, но и депрессия. Ученые считают, что СМИ должны думать о психологическом ущербе, который может нанести населению “слишком грубо поданная информация”. Вот почему после событий 11 сентября 2001 года в США были предприняты значительные ограничения на подачу связанной с трагедией информации о человеческих жертвах. А трупов не показывали вообще, хотя погибли многие тысячи. По мнению социальных психологов, в последние годы вообще тема разрушения и гибели стала главной на телевидении, при этом отброшены элементарные нормы этики. Телевидение вводит зрелище смерти в дом каждой семьи вне всяких норм, в огромных количествах и в самом неприглядном виде. Нормальный человек погружен в состояние непрерывного шока. Нам говорят: на частом показе смерти настаивают рекламодатели. Специалисты по рекламе, придерживаясь принципов фрейдизма, считают, что зрелище смерти сильнее всего возбуждает внимание и интерес телезрителей, так как удовлетворяет подсознательный комплекс Танатоса (инстинкт смерти). Но политтехнологи должны знать: сенсационность и срочность — это технологии, обеспечивающие формирование нервозности и предрасположенности к панике, которые разрушают психологическую защиту личности и способствуют возникновению психических расстройств. — Введение разумных ограничений на информацию или формы ее подачи, оказывающих отрицательное разрушительное воздействие на психическое здоровье детей, подростков, молодежи и взрослого населения, являются условиями сохранения не только психического здоровья нации, но и самого общества, — считает профессор Юрий Иосифович Полищук. — Что можно, а что не следует публично говорить и показывать, должно определяться культурными условиями общества, общественной моралью и этическими нормами. Надо подумать и о защите всего населения тоже.