ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
19.09.2004 17:30:02  В Америке появилось новое заболевание среди девочек-подростков

   Эксперты называют его «синдромом Лары Крофт».На этой неделе в США были обнародованы данные ФБР по уровню подростковой преступности в стране. Согласно новой статистике, с 1992 года число преступлений, совершенных девочками-подростками, существенно выросло, при этом по уровню жестокости и агрессивности они ничем не уступают аналогичным правонарушениям мальчиков. Эта новость застала американских социологов врасплох, поскольку на протяжении многих лет в Америке почти все силы общественных и государственных организаций были направлены в прямо противоположном направлении, а именно на защиту женской половины общества от насилия и на предоставление женщинам одинаковых с мужчинами прав. Оказалось, что у процесса «феминизации» есть оборотная и малоприятная сторона. Речь идет о том, что сегодня в США подрастает новое поколение девушек, воспитанных на голливудских блокбастерах о женщинах-воинах, и готовых в буквальном смысле слова драться за свои интересы. И, в общем, в этом нет ничего удивительного. Образ женщины, похоже, окончательно утратил свою миролюбивость, и даже у войны сегодня женское лицо (мало кого, например, удивляет словосочетание «террористка-смертница»). Тем не менее опрошенные RBC daily психологи уверены, что рассматривать эту проблему с точки зрения равноправия полов было бы не совсем верно. В этом случае дискуссия может дойти до абсурда, как это часто и происходит, когда речь заходит о феминизме. Проблема же, на самом деле, заключается в том, что правила игры в обществе в целом сегодня становятся более жесткими, и рост подростковой агрессии – лишь составная часть этого процесса.
   Уровень подростковой преступности в Америке стал существенно расти примерно с конца 80-х и достиг своего пика в 1994 г. Ситуация стала настолько серьезной, что проблемой активно озаботилось государство, в результате чего к 2001 году удалось снизить общие показатели преступности на 44%. Однако когда к делу подключились социологи, оказалось, что у проблемы есть и другой аспект. Согласно статистике ФБР, с 1992 по 2003 г. уровень преступлений в целом снижался, но при этом число преступлений, совершаемых девочками, напротив, стабильно росло. Всего за этот период число арестов несовершеннолетних девочек выросло на 6,4%, в то время как число арестов среди мальчиков снизилось на 16,4%. А если говорить об арестах, связанных с насилием, то статистика выглядит еще более устрашающей – 40,9% у девочек против 4,3% у мальчиков. При этом исследователи настаивают на том, что это только официальные данные, которые, скорее всего, не отражают действительных масштабов проблемы. Для многих в Америке это стало полным откровением. «Никому и в голову раньше не приходило, что именно девочки могут быть инициаторами насилия, поскольку в обществе было сформировано устойчивое мнение о том, что соответствующее свойство характера присуще исключительно мальчикам, – пишет на страницах прессы доктор Эрика Каррес, исследователь одного из американских университетов. – О жестокости девочек стали говорить только сейчас. Возможно, причина в том, что женская агрессивность не так бросается в глаза – мало кто видел, например, как дерутся школьницы, в то время как довольно часто можно увидеть дерущихся мальчишек».
   Действительно, женское «насилие» носит скорее психологический характер. В то время как мальчики более агрессивны физически, девочки более склонны к вербальной и интеллектуальной агрессии. Хотя в последнее время, как отмечают американские эксперты, неравенство в этой области существенно сократилось. «Сегодня для многих девочек возможность физической агрессии стала гораздо более приемлемой, и причиной во многом являются современные фильмы, в которых женщины не только хороши собой, но и, совершенно не задумываясь, могут кого-нибудь избить», – пишет Шерил Делласега, профессор университета Пенсильвании и автор книги «Girl Wars». Действительно, сюжеты таких фильмов, как «Лара Крофт: расхитительница гробниц» или «Обитель зла», формируют у девочек совершенно определенный образ идеальной женщины – с оружием в руках и без тени жалости к врагу. При этом стоит отметить, что и у современной войны сегодня тоже женское лицо, что открыто тиражируется почти всеми средствами массовой информации. Террористка в черной маске, упакованная в тротиловые шашки и взрывающая себя на станциях метро, в самолетах, на улицах и в школах, успешно вытесняет со страниц СМИ своих «коллег-мужчин».
   По мнению опрошенных RBC daily экспертов, эту проблему необходимо рассматривать именно с точки зрения американского контекста, а не с точки зрения общих различий в женской и мужской психологии. «Любые исследования, которые проводятся в США, носят прежде всего отпечаток американской субкультуры, и это важный момент, который нужно обязательно учитывать. Американское общество – абсолютно феминистическое по своей сути, причем с довольно странными представлениями о том, что должна делать женщина и что должен делать мужчина. Возможно, это и является причиной, по которой американские женщины «сходят с ума», – сказал RBC daily практикующий московский психолог Максим Улицкий. – Ведь сложно постоянно жить в таких жестких рамках. А говорить о том, что женщины вообще более агрессивны, чем мужчины, я бы не стал, потому что на гормональном уровне это совсем не так. В данном случае речь идет именно о влиянии социальных факторов. С моей точки зрения, вопрос о равноправии полов в Америке доведен сегодня до абсурда. Поэтому подчеркну еще раз – в данном случае речь идет не о проблеме «женщина-мужчина» вообще, а именно о характерном поведении женщин в Америке». Если же рассматривать вопрос подростковой преступности, то, по мнению эксперта, ее рост среди девочек-подростков объясняется вполне очевидными вещами. «Женщины более внушаемы, эмоциональны и более склонны к фантазированию, что отчасти отнимает у них долю здравого прагматизма. Поэтому многие преступления, особенно в подростковом возрасте, связаны с тем, что часто желания совсем не совпадают с реальными возможностями, и преступления совершаются из-за жизненных разочарований и нереализованных иллюзий», – полагает Максим Улицкий.
   Психологи уверены, что в вопросах такого рода очень важно не скатываться до «бытовых» перепалок и не пытаться выяснить, у кого в действительности больше прав – у мужчин или женщин. «Гораздо важнее держать руку на пульсе политических и социальных проблем вообще», – уверен директор московского психологического центра «Гештальт-Форум» Борис Новодержкин. «Ведь что такое агрессия? В широком смысле слова это, в сущности, импульс, направленный на то, чтобы произвести в этом мире какие-то изменения, иными словами – пробивная сила. Человек ведет себя агрессивно тогда, когда хочет изменить то, что его не устраивает. Поэтому в ситуации, когда женщина борется с мужчиной за равенство своих прав, агрессия становится для нее нормой, – говорит эксперт. – Я думаю, что парадокс заключается в том, что когда женщина становится «сверхзащищенной», она тем самым опять попадает в ситуацию неравенства. Это как с вопросами национальной принадлежности. В свое время в Америке была до крайности раскручена тема расовой дискриминации. Точно так же дело сегодня обстоит и с вопросом равноправия полов. В результате Америка уверенно движется к абсолютно бесполому обществу. Довольно тревожный признак, на мой взгляд. Поэтому проблему роста той же подростковой преступности надо рассматривать не в контексте мужской или женской агрессии, а в контексте проблемы общества в целом».

ИА "Альянс Медиа" по материалам РБК

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"