30.09.2004 18:24:46Телевизионное реалити-шоу или психология “замочной скважины”
Социологи и психологи, изучающие феномен успеха “реального телевидения”, пока не могут дать единого ответа на вопрос о причинах успеха жанра. По мнению Бориса Новодержкина, директора психологического центра “Гештальт-Форум”, “реальное телевидение дает возможность даже самым заурядным людям рассчитывать на популярность”. Психолог уверен, что успех формата указывает на возможность нарушить табу, общественные запреты, но нарушить не самому, а посредством организаторов и участников шоу: “В этом случае зритель ощущает себя только пассивным свидетелем действия, но не его соучастником”. Есть мнение, что реальное телевидение играет на чувстве удовлетворенности от осознания неудачи другого человека, которое люди часто испытывают в повседневной жизни. Именно поэтому неизменным атрибутом всех реалити-шоу является процедура публичного “отчисления” проигравших участников. Не следует забывать и о том, что людям свойственно сравнивать себя с окружающими и корректировать свое поведение. В реалити – сложно, в жизни – легко! Профессиональные психологи видят в проекте “ДОМ-2” реальный шанс более подробно изучить психологию человека, его поведение в экстремальной ситуации. Сами участники признаются, что “ДОМ-2” изменил их. Так ли это? Могут ли эти изменения заметить внимательные телезрители или это только внутренний процесс? Участникам приходится выстраивать отношения друг с другом и собственными силами возводить дом. Школа “реалити” учит жизни, и, пройдя ее, участники не пропадут в любой ситуации. И физический, и умственный, и творческий труд ими освоен на практике и оценен миллионами россиян. Приезжая на передачу, многие и не подозревали о тех проблемах, которые там возникают. Ведь их показывают на всю страну, и телевизор в это время смотрят также их родные и близкие. Так что участие в реалити-шоу – очень ответственный шаг, говорящий о самостоятельности или стремлении к ней.