03.11.2004 12:30:04Язык одежды доведет вас до полного разоблачения
Впервые увидев человека, мы чаще всего составляем свое мнение о нем, исходя из его внешнего вида. Это самый емкий источник информации, именно опираясь на него, мы формируем впечатление о собеседнике, которое потом очень трудно изменить. Многочисленными исследованиями доказано, что визуальная информация воздействует на сознание человека гораздо сильнее, чем выраженная с помощью слов. В этом случае основными «информационными источниками» становится язык жестов, внешний вид, обстановка в доме. Однако научиться можно только языку одежды. Мимику и жесты трудно заставить говорить в свою пользу, особенно в некомфортных ситуациях. Домой не принято приглашать деловых партнеров, тем более что не каждый может похвастаться подходящей домашней атмосферой. ДЛЯ СЕБЯ ЛЮБИМОГО Итак, внешность. У каждого здорового человека всегда есть особое представление о себе — некий идеальный образ «Я», который он стремиться воплотить в реальность. Естественно, этот образ зависит от традиций общества, индивидуального воспитания и возраста самого человека. В соответствии с этими критериями человек выбирает для образа себя любимого материальное воплощение, по которому, как по открытой книге, можно прочитать все секреты человека. Но, прежде чем увлекаться таким чтением, стоит помнить, что существуют факторы, искажающие отражение образа «Я». Например: школьная форма у подростков (правда, и к пиджаку они умудряются «приклеить» рюкзак «Король и шут»); форма милиционеров и военнослужащих (хотя то, что человек добровольно выбрал подобную профессию, — тоже показатель); требование делового стиля в некоторых организациях. Эти и многие другие сдерживающие обстоятельства, тем не менее, можно либо обойти, либо правильно использовать. В первом случае, как бы учителя ни старались убить свободу, дети всегда находят лазейки для своего бушующего «Я»: заколки, кроссовки, стрижки и многое другое. Во втором случае никаких послаблений быть не может: согласитесь, что вариации на тему «неуставных дополнений к форме» выглядят смешно. (Например, майор милиции с перстнем на пальце или человек в зеленой форме с крашеными волосами). Здесь границы четкие — толпа цвета хаки, и точка. Но закон «Я»-образа, тем не менее, соблюдается и в этом случае, только обратным способом: внешний вид вживляется в сознание. Поэтому подчас других представлений о себе, кроме как в форме, у военных уже не существует. А в те редкие случаи, когда они надевают штатскую одежду, чаще всего не утруждают себя выбором какого-то конкретного стиля. Условие внешней, навязанной корпоративным стилем, строгости также можно смягчить аксессуарами и другими внешними элементами, которые формально нельзя исключить из делового стиля. Особенно часто здесь используются яркие сумки, шарфики или необычная расцветка костюма, покрой которого все же строгий. Иными словами, человеческое стремление воплотить свои представления о себе настолько сильно, что никакие ограничения в общем не являются для этого препятствием. Поэтому, ставя знак равенства между внешним видом человека и его личностными качествами, мы не делаем ошибки. БИОГРАФИЯ СТЕРЕОТИПА Теперь о другой стороне экспозиции себя — о восприятии окружающими. Схема проста: если образ собеседника соответствует моим представлениям о норме, то он мне нравится. Теперь важно выяснить, откуда берется понятие нормы. И здесь оперировать придется таким нехорошим словом, как «стереотип». В качестве примера: существует мнение, что «все серьезные люди одеты в строгие костюмы». Суждение, обратное по смыслу, логически выглядело бы следующим образом: «Некоторые люди в строгих костюмах — серьезные». Но далекое от логических законов сознание человека ставит знак равенства между строгим видом и внутренней собранностью. Такие непоколебимые здравым смыслом понятия принято называть стереотипами. Иными словами, объяснение искать придется не в точных науках, а в психологии, для которой подобные парадоксы — норма. Стереотип появляется следующим образом. Во-первых, ассоциации усваиваются человеком в детском возрасте, когда любая информация принимается на веру. Ребенок не может объяснить, почему «очкарик — значит умный», «толстый человек — добрый», а «лиса — хитрая рыжая морда», но он принимает эти суждения и использует их, становясь взрослым. Во-вторых, взрослый человек, хоть и умеет критически мыслить, совершенно не хочет этого делать. Он не будет подвергать сомнению стереотип, усвоенный в детстве, пока не столкнется с неожиданной ситуацией. При этом удивлению его не будет предела: «Как этот милый толстяк, которому я доверял, мог оказаться таким подлым?» В-третьих, подобная знаковая система является удобным орудием для взаимодействия с окружающим миром, т.к. она общепринята и универсальна. Неслучайно, воспитывая детей, взрослые используют ее как готовое к употреблению блюдо. Перечисленные факты обеспечивают некоторым стереотипам стабильное существование в течение длительного времени. Изменить что-либо в этой цепочке можно только кровавым способом реформ Петра I: рубить головы. Или, менее радикально, — бороды. Только так стереотип «густая борода — символ знатного боярина» можно сломить и вместо него ввести другую моду. Зная эти законы, можно сказать, что стереотип — это важный ограничитель, его приходится учитывать при выборе собственного имиджа. При этом не имеет значения, стремитесь ли вы понравиться кому-то конкретно или бросаете вызов всем окружающим. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ НЕКОТОРЫХ «Я»-ОБРАЗОВ Независимо от того, «читаете» ли вы по внешнему виду окружающих или сами хотите говорить на языке одежды, вы будете пользоваться одними и теми же значениями. В качестве иллюстраций каждого типа личности можно привести героев фильма «Служебный роман». Мужчина или женщина, одетые в модную, дорогую и качественную одежду, без лишних украшений, но с дорогими аксессуарами — несомненный лидер, сильная личность, которая ставит четкие цели и достигает их. Такие люди энергичны и решительны, в то же время честолюбивы и категоричны. (Главная героиня фильма — Мымра; правда, образ несколько искажен. Идеальный вариант — героиня Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит», особенно во второй части). Консервативный и сдержанный стиль, неразнообразный гардероб, неброские цвета предпочитают трудолюбивые люди, внимательные и организованные, преданные своему делу. Чаще всего они хорошие специалисты в своей профессии, но трудно принимают решения, особенно в экстремальных ситуациях. (Новосельцев Анатолий Ефремович — претендент на должность начальника легкой промышленности). Те, кто неустойчив в оформлении внешности: то строгий костюм, то растянутый свитер — чаще всего находятся в состоянии замешательства, неопределенности в отношении себя и жизненных ценностей. Характерными чертами таких людей является эмоциональность, резкая смена настроений, напряженность и непоследовательность. («Блондинка в жутких розочках» в исполнении Светланы Немоляевой). В людях, старательно избегающих строгого делового стиля, предпочитающих теплые оттенки цветов, вы найдете поддержку в трудных ситуациях, они искренне сопереживают и стараются помочь. Они дружелюбны и заботливы, но беспечны и безответственны. (Шура, которая собирает деньги на дни рождения и похороны, а ее все посылают в бухгалтерию). Нестандартно одетый, возможно, слегка небрежный — это портрет талантливого и творческого человека. Мужчины и женщины этого типа неравнодушны к украшениям, необычным прическам и всему неожиданному, шокирующему. Этого человека можно отличить по стремительной походке, живой мимике и речи, он мечтателен и непрактичен. (Секретарша Верочка — у которой зарплата секретарская, а наряды сплошь заграничные). Таковы основные типы личности, выраженные через внешние проявления собственного образа. Еще раз следует отметить, что, составляя мнение о том или ином человеке, необходимо учитывать «ситуативные погрешности»: вполне возможно, что мятая рубашка говорит не о личной неорганизованности, а о сломанном утюге. Но в целом эта система является научно доказанной, поэтому с уверенностью можно утверждать, что яркий галстук у мужчины и черный лак на ногтях у женщины говорят только об одном — о желании проявить свою индивидуальность. Потому, если вы хотите произвести впечатление на окружающих, можете использовать любой тип из пяти предложенных.