По мнению психологов, произвольная отмена праздничных дней и замена одних "красных дней календаря" другими плохо сказывается на душевном здоровье нации. На заседании совета Госдумы было принято решение, что законопроект о переносе ряда праздничных дней в России в первом чтении народные избранники рассмотрят 23 ноября. Проект содержит поправки в Трудовой кодекс, в которых предлагается отменить праздничный день 7 ноября, и вместо него ввести новый праздник 4 ноября. Законопроектом предлагается также отменить празднование 12 декабря Дня Конституции и отменить как выходной день 2 мая. В качестве "компенсации" депутаты предлагают ввести так называемые зимние каникулы, то есть праздновать Новый год с 1 по 5 января. Авторы проекта считают, что отмена "советских" праздников позитивно скажется на настроениях в обществе, так как праздник 7 ноября (годовщина Октябрьской революции, День согласия и примирения) "связан с советским периодом российской истории и в той или иной мере является источником напряженности в обществе". Между тем социологи и психологи с такой точкой зрения категорически не согласны. Они называют подобный социальный эксперимент "опасным" и полагают, что он может привести к дальнейшему ослаблению самоидентификации россиян. Кроме того, размывание культурных традиций праздников и замена их новыми, в данном случае очень формальными датами, может привести к тому, что молодое поколение все больше будет стремиться переходить от естественных эмоциональных стимуляторов (к которым, в частности, относятся и праздники) к химическим, таким как выпивка, наркотики и т. д. "Большинство последних идеологических инициатив российских чиновников как нельзя лучше иллюстрирует известный афоризм о том, что народ, забывающий свою историю, обречен ее повторить", – такую оценку вышеуказанному законопроекту дал RBC daily депутат Госдумы, пожелавший остаться неназванным. Интересно, что и сами россияне неоднозначно восприняли "праздничные" предложения думцев. Согласно официальным социологическим опросам, проведенным Всероссийским центром изучения общественного мнения, граждане встретили их практически на "ура" – в той или иной степени согласились с этим предложением более половины опрошенных (52%). Правда, альтернативные оценки, в частности, опрос, проведенный исследовательским холдингом ROMIR Monitoring, показали совершенно противоположный результат – большинство граждан страны (77%) в целом выступают против переноса ноябрьских праздников и замены его мало известной датой освобождения Москвы от польских интервентов. По мнению социологов, такие результаты связаны, прежде всего, с многолетней привычкой россиян – 7 ноября является праздничным днем с 20-х годов ХХ века, а до 1991 г. было главным государственным праздником СССР. Несмотря на заверения авторов проекта, что советские праздники якобы провоцируют социальную напряженность в обществе, психологи уверены, что их отмена будет способствовать еще большей разобщенности граждан и дальнейшей утрате ими самоидентификации. Праздники – это традиции, а традиции объединяют людей одной культуры, одной страны, позволяют им чувствовать себя не просто "соседями по государству", а единой нацией, с собственной историей, особенностями и т. д. Кстати, стоит отметить, что в России сейчас всего 8 официальных праздничных дней, тогда как в царской России их было аж 30. "Отмена праздников разрушает позитивную идентичность в обществе, – сказала старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская. – Ведь праздники – это не просто повод выпить и вкусно поесть, это событие, которое поддерживает традиции, формирует в обществе и у каждого конкретного человека "плацдарм стабильности". Именно в праздники люди собираются вместе и осознают, что они были вчера, они есть сегодня и будут через год. Бездумная отмена праздников – это чудовищная ошибка". Опасен такой эксперимент и с идеологической точки зрения, и хотя, как отмечают социологи, термин "идеология" приобрел с советских времен негативную окраску, тем не менее, формирование общей национальной идеи до сих пор является совершенно необходимым элементом успешного развития страны. Праздники в этой связи и есть "проводники" культурного и исторического наследия. "С 1990 г. никакого патриотического образования в России вообще не ведется, – говорит заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский. – Теперь же от старых идеалов мы отказались, а новые не выработаны. Я, честно говоря, плохо себе представляю, что будет с нашим будущим поколением". Стоит отметить, что среди граждан, наиболее спокойно воспринимающих отмену и переносы праздников, конечно, преобладает молодежь. Однако, по мнению социологов, общество, ориентирующееся на ценности молодых и идущее на поводу у моды и сиюминутных настроений, ведет себя подобно подростку. Яркий пример тому – реформы 90-х годов, нанесшие сильную психологическую травму большинству россиян. "В создании культуры праздников нельзя ориентироваться на сиюминутные настроения, на моду, – говорит Ольга Маховская. – Например, на Украине сейчас практически каждый день праздник, то день шахтера, то день связиста. Неумелое насаждение новых праздников приводит к тому, что люди начинают воспринимать их не как повод для веселья, а как издевку. Понятно, что таким образом власти в сложной экономической ситуации хотели, видимо, оказать гражданам некую моральную поддержку, но сделано все это было крайне неумело и поэтому никакого положительного влияния на общество не оказывает". Что же касается попытки депутатов заменить старые праздники новыми, то такой эксперимент, по мнению экспертов, довольно сложно реализуем. "Для того чтобы новые праздники прижились, необходимо вести активную пропагандистскую работу, придумывать обряды и т. д., – считает г-жа Маховская. – Кроме того, по поводу замены одного праздника на другой должна пройти дискуссия в обществе. Быть может, гораздо разумнее было бы не отменять советские праздники, а выработать у молодежи терпимое и уважительное отношение к ним, так как для большой группы людей это очень важные даты". Не могут в полной мере заменить общенациональных "красных дней календаря" россиянам и традиционные церковные праздники. "Вся беда в том, что у народа нет своей национальной идеи, и церковь, несмотря на все ее усилия, роль "интегратора" выполнять уже не может, – говорит Андрей Островский. – Вот, например, в Китае такая идея есть – это создание общества "малого благоденствия". Надо заметить, что если в России сейчас за некий суррогат национальной идеи пытаются выдать задачу удвоения ВВП, которая носит чисто экономический характер, то в Китае национальная идея охватывает все сферы жизни: и образование, и науку, и культуру. В том числе формированию этой идеи способствуют национальные праздники, которые выполняют задачу объединения, интеграции людей". "Если бы сейчас у власти стояли люди с историческим мышлением, то они понимали бы, что традиционные праздники необходимо всячески оберегать, – согласна с коллегой Ольга Маховская. – Те же китайцы, которые с самого начала реформ, несмотря насаждение американизмов, всячески берегли свои традиционные праздники, так как понимали, что в этом скрыт механизм объединения народа, подтверждение его позитивной идентичности".