Если ваш ребенок здоров, даровит и проявляет интерес к учебе, а вы готовы отвозить его по утрам, забирать днем и помогать с уроками вечером - смело отправляйтесь проходить вступительные тесты в хорошую государственную школу. Если же ваше чадо не рвется к знаниям или явно не выдержит серьезных нагрузок, а у вас нет времени им заниматься - лучше отдать его в школу частную. Главное - не расстраивайтесь, поняв, что ошиблись с учебным заведением. В конце концов, школу всегда можно поменять. В государственную школу с приличной репутацией можно попасть только по конкурсу. В Москве сегодня таких около сотни. Среди них выделяются школы, заключившие договоры с вузами. Чем лучше и серьезнее вуз, тем глубже пропасть между его требованиями к абитуриентам и стандартной школьной программой. Поэтому-то у многих вузов и появились "свои" школы, лицеи и гимназии. Учеба по программам, разработанным совместно школой и вузом, начинается в старших (так называемых лицейских) классах, причем занятия по профильным предметам обычно ведут вузовские преподаватели. Как правило, конкурс в лицейские классы - 3-10 человек на место. Поступающие должны пройти серию тестов, собеседование или занять призовое место на олимпиаде, которую организуют школа и вуз-партнер. Формально шансы выиграть этот конкурс у "своих" (учеников этой же школы) и у детей "со стороны" равны. На деле же "своим" поступить проще, потому что и в младших классах дети учатся по усиленным программам. Поэтому начинать прорываться в такие школы надо как можно раньше. То же относится и ко второй группе конкурсных школ - прославленным физматшколам, (например, таким как школа N 57, в которой теперь есть и гуманитарные классы, лицей "Вторая школа", гимназия N 1543 в Москве или физико-математический лицей N 239 и 70-я гимназия - в Питере). Конкурс при поступлении в старшие классы здесь бывает даже выше, чем в престижных вузах. В первый класс попасть легче, хотя конкуренция есть и тут: 2-3 человека на место. Школы с углубленным изучением иностранных языков (теперь они называются лингвистическими гимназиями) составляют третью и самую большую группу конкурсных школ. В Москве четырехзначный номер языковой спецшколы начинается с числа 12. Конкурс зависит не столько от репутации школы, сколько от ее местоположения: в "спальных" районах детей много, а спецшкол мало, поэтому на одно место в первых классах там претендуют в среднем 2-4 человека. В центре традиционно много спецшкол, а детей с каждым годом становится меньше, так что конкурс редко превышает 2 человека на место. При этом как раз в центре расположено несколько школ, имеющих статус городских (это означает, что у них нет преимуществ для детей из "своего" микрорайона). Опытные родители рекомендуют походить по школам в то время, когда там собираются мамы и бабушки, ожидающие ребятишек после уроков. Полезнее всего общение с бабушками третьеклассников: они знают об этой школе практически все включая вопросы стоимости обучения. Да, не удивляйтесь: обучение в хорошей государственной школе обычно не бесплатно. А иначе откуда возьмутся компьютеры, новая мебель, оборудованные спортзалы и танцклассы? Как правило, все это покупается на деньги родителей. Сумма первого добровольного взноса может достигать 2000 у.е., так что конкурс родительских кошельков - вещь уже довольно привычная, хотя пока и не повсеместная. При этом школы одинаково заинтересованы и в обеспеченных родителях, и в способных учениках, которые в недалеком будущем прославят свою alma mater. Чтобы отобрать "перспективных" и отсеять "неперспективных", и устраиваются конкурсы, в основе которых лежат педагогические и психологические тесты. Учителя проверяют, как ребенок владеет чтением, письмом, счетом. Натаскать ребенка на такой тест - помочь выучить наизусть стихотворение, научить бегло (не меньше 40 слов в минуту) читать и решать простенькие арифметические задачки может любой родитель. Несколько сложнее с терминами: часто требуют, чтобы ребенок, поступающий в первый класс, уже знал, чем овал отличается от круга, а квадрат от ромба или, скажем, что такое состав числа. Психологический тест определяет степень общего развития ребенка, его готовность к труду, к школьной, взрослой жизни. Психологи считают, что готовить детей к этой проверке бессмысленно: во-первых, настоящий профессионал сразу поймет, что ребенок "натаскан" и тут же сменит методику (например, заменит визуальное тестирование вербальным). Во-вторых, даже если вам удастся обмануть психолога и пропихнуть своего "недозрелого" ребенка в серьезную школу, это может обернуться для него депрессией или комплексом неполноценности. Уж лучше подождать с учебой еще год или отдать ребенка в частную школу. Частные школы (их официальное название - негосударственные образовательные учреждения - НОУ) существуют в России с 1992 года. Право принимать учеников предоставляет такой школе государственная лицензия. Получить ее несложно, лишь бы помещение соответствовало санитарным нормам. Затем школа проходит аттестацию: государственные органы образования проверяют квалификацию преподавателей, соответствие школьных программ госстандарту и т. п. И наконец, самый ответственный этап - госаккредитация. Только получившие ее НОУ имеют право выдавать питомцам дипломы о среднем образовании (аттестаты зрелости). Выпускники остальных сдают итоговые экзамены в государственной школе, с которой у частной школы заключен договор. Считается, что если у частной школы нет аккредитации, то она - слабая. Обычно так оно и есть, но бывают исключения: например, если школа недавно создана или у ее руководства почему-либо не сложились отношения с органами образования (например, долгое время не была аккредитована очень популярная Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете, что не мешало ее выпускникам успешно поступать в вузы). В чем преимущества частных школ перед государственными? Прежде всего в индивидуальном подходе к ребенку. НОУ могут позволить себе создавать маленькие классы, в которых учитель имеет возможность уделить внимание каждому ученику. Педагоги НОУ получают более высокую зарплату, чем их коллеги в государственных школах, а значит, и работают лучше: меньше думают о дополнительных заработках. Детей в частных школах, как правило, опекают психологи. Их задача - выяснить склонности ребенка, заинтересовать его самим процессом учебы. Например, в столичной Ломоносовской школе есть даже специальный предмет "интеллект", помогающий ученикам развивать память, воображение, активизировать умственные способности. В результате школьные нагрузки снижаются и дети растут более здоровыми. В НОУ лучше оснащены кабинеты и классы, там есть нормальные условия для отдыха и занятий спортом - все это тоже повышает эффективность учебы. Во многих таких школах при необходимости могут обеспечить ребенка диетическим питанием, что, согласитесь, немаловажно. В некоторых НОУ дети живут "на полупансионе": утром их забирает из дома школьный автобус, а вечером привозит назад. Получается, весь день дети под присмотром - для родителей это очень удобно. А недостатки частной школы вытекают из ее же достоинств. То, что в маленьких классах учитель имеет возможность индивидуально работать с каждым ребенком - безусловно, хорошо. Но, по мнению психологов, здоровый, нормальный ребенок может полноценно развиваться лишь в достаточно большом коллективе (именно поэтому в престижной частной школе "Премьер" считают, что в классе не должно быть меньше 12-15 человек). Как правило, в НОУ учатся дети весьма обеспеченных родителей (диапазон цен - от 250 до 1500 у.е. в месяц) и там нет нормального социального "микса" - а это скорее плохо: ведь когда ребенок вырастет, ему все равно придется общаться со сверстниками из разных социальных слоев. К тому же пока российские частные школы (в отличие от западных, о которых речь пойдет ниже) вынуждены брать любого ребенка, чьи родители готовы заплатить за его обучение. В результате за одной партой с вашим тонким и начитанным отпрыском может оказаться малолетний вариант нового русского с весьма смутными представлениями о культуре поведения, но с твердой верой во всесокрушающую силу папиных денег. И в этом смысле престижная "конкурсная" государственная школа выигрывает в сравнении с частной: ее контингент социально неоднороден - есть отпрыски преуспевающих бизнесменов, есть дети интеллигенции (их больше всего), присутствуют и самородки из рабочих семей. И все эти дети - со способностями выше среднего и с сильной дошкольной подготовкой (без этого они бы не выдержали конкурса, да и просто не смогли бы осилить напряженную школьную программу). Сегодня в заграничных школах (в Европе, Северной Америке, Австралии) учатся уже несколько тысяч российских детей. В основном в частных школах, и не только потому, что на Западе они обычно лучше государственных. Просто государственные школы финансируются за счет налогоплательщиков, которые не слишком заинтересованы в том, чтобы оплачивать учебу иностранцев (хотя бывают и исключения). Большинство родителей выбирают для своих детей Великобританию. Причины понятны: английский - язык международного общения, а Англия к нам ближе (в географическом смысле), чем Америка, Канада или Австралия. Но, пожалуй, самое главное то, что Великобритания - страна с вековыми традициями классического образования. В частных школах учится всего 7% британских детей, но они поставляют университетам более 30% студентов. Так что говорить мы сегодня будем в основном о британских частных школах. Проблема выбора хорошей школы для ребенка достаточно сложна и для самих англичан, хотя количество частных школ в этой стране огромно - более 2000 (для сравнения: в России примерно 700). У нас же большинство родителей решает эту проблему просто: обращаются к посреднику -в образовательное агентство. С клиента агентство берет немногим больше, чем он сам потратил бы на телефонные переговоры, факсы, пересылку документов, оформление визы, бронирование билетов и т. д. Основные доходы оно получает за посреднические услуги от учебных заведений. Как выбрать надежного посредника? Безусловно, это должна быть опытная фирма со стажем работы на образовательном рынке не менее 4-5 лет. Представление о ее профессионализме можно получить, поговорив с любым менеджером. Если сотрудники владеют полной информацией о школе - значит, фирма серьезная и с ней можно иметь дело. Обязательно выясните, есть ли у фирмы собственное представительство в Великобритании или надежный английский партнер, который будет "вести" вашего ребенка и после его зачисления в школу (переписываться с администрацией школы и опекунами ребенка, подыскивать при необходимости другое учебное заведение и т. п.). Теперь о самих школах. Частные учебные заведения существуют в Великобритании не одно столетие и спокон века родители выбирали школу ребенку, как правило, еще до его рождения. В те давние времена никаких рейтингов не существовало, но в обществе отлично знали уровень престижности той или иной школы и меру ее закрытости. Некоторые учебные заведения сохранили свою репутацию с прошлых веков - Итон, Хэрроу, Регби, Винчестер с их элитарными клубами выпускников и возможностью завязать полезные знакомства по-прежнему привлекательны для многих вне зависимости от их места в рейтинге. Рейтинговые таблицы частных школ выпускают ведущие британские газеты - Financial Times, Independent, Daily Telegraph. Все эти таблицы основаны на результатах, которые продемонстрировали учащиеся на выпускных экзаменах. Поэтому школы, стремящиеся занять высшие строчки, заинтересованы в сильных учениках и принимают новичков по конкурсу (о чем российские НОУ пока могут только мечтать). Нашим детям, поступающим в такие школы (они называются selective - "сливочные"), приходится сдавать вступительные экзамены, конкурируя с британцами, что, согласитесь, весьма непросто. Проблемы возникают из-за разницы в школьных программах, особенно существенной в области естественных наук. Скажем, основы физики, химии, биологии в Соединенном Королевстве проходят с 9 лет - на элементарном уровне, без формул, зато с большой лабораторной практикой, с акцентом на практическое знание предмета (который, кстати, свойственен всему западному образованию). Другая сложность - тест по иностранному языку, обычно французскому. А интеллектуальный тест (IQ) труден для наших школьников отнюдь не из-за недостатка интеллекта, а в основном из-за незнания английских терминов, сложности фонем и смысловых рядов. Но, конечно, главное - очень хорошее (в идеале свободное) владение английским. Так что тем, кто хочет попасть в "сливочную" школу, надо долго и серьезно готовиться. Впрочем, существует промежуточный вариант. Для детей, вполне сносно владеющих английским, агентство может подобрать приличную школу (пусть и не из верхних строчек рейтинга), в которой с вашим ребенком на первых порах будут дополнительно заниматься, подтягивая его до уровня одноклассников. И наконец, вариант для тех, кто языком владеет совсем слабо - международная школа. Это частная школа, где иностранцев столько же, сколько британцев, или даже больше (в обычной британской частной школе иностранцев 5-7%). Международные школы не участвуют в рейтингах, но это вовсе не означает, что их уровень низок. Если вы решили отдать ребенка в такую школу, обязательно обратите внимание на количество иностранцев одной национальности. Чрезмерное их число обычно ведет к созданию группировок, третирующих остальных учеников. Если же в школе слишком много русских детей, ваш ребенок, возможно, будет чувствовать себя комфортнее, но английский никогда не станет для него языком общения. В международной школе хорошо поставлено преподавание английского языка, учеников в классах немного, есть возможность постепенно, по мере овладения английским, "подключать" математику, физику, гуманитарные предметы. Потом, через триместр или через год (в зависимости от способностей и усердия), надо постараться перевести ребенка в собственно британскую частную школу. И еще один момент.Сегодня часто пропагандируется мнение, что очень полезно отправить ребенка в западную школу на полгода-год: пусть, мол, попробует, какова она, самостоятельная жизнь, выучит язык, познакомится с иной системой образования. Слов нет, опыт заграничной жизни полезен каждому. Но надо помнить о пресловутой разнице в программах: из-за нее у ребенка сначала будут проблемы в Великобритании, а потом - дома, в России. Потому что, скажем, российская школа опережает английскую по математике, а по русскому языку и истории школьник за период "заграничной командировки" отстанет от одноклассников наверняка. Так что разумнее сразу решить, где будет получать образование ваш ребенок - дома или за рубежом.