Красноярск: исполнилось 5 лет службе экстренной психологический помощи ("телефон доверия"), созданной управлением социальной защиты Октябрьского района. Главная задача, которую ставят перед собой сотрудники службы, - оказание помощи в кризисной ситуации, снятие эмоционального напряжения, снижение агрессии и повышение психологической защищенности населения. В любое время суток сюда можно позвонить, рассказать о своих проблемах, пожаловаться на начальство, соседа и его собаку, и никто вас не оборвет на полуслове, не скажет: "Какие глупости, у меня и своих проблем хватает". Здесь не интересуются ни вашим мнением, ни социальным положением. Профессиональный психолог обсудит вместе с вами проблему, поможет мобилизовать собственные силы или просто поговорит, когда вам скучно или страшно оставаться одному. Две трети обращающихся сюда - женщины. У нас мужчины не привыкли делиться своими проблемами, копят их, замыкаются в себе. Перефразируя известный лозунг, можно сказать: "Мужчина тоже человек". Ему также необходима психологическая разрядка. Поэтому нужно повышать психологическую грамотность населения - это одна из основных функций "телефона доверия". Сотрудники этой службы считают, что каждый абонент достоин уважения. Каждый случай индивидуален, как и сам человек. Проблемы, с которыми сюда обращаются, различны: от материальных трудностей до проблем бытия, религии и политики. Этой весной на первое место вышли такие группы проблем, как любовные (ссора с любимым), семейные (ревность, измена, развод, конфликты в семье) и различные зависимости (алкогольная, наркотическая и тому подобные), затем идут сексуальные и экзистенциональные (смысл жизни, утрата значимого, религия). Иногда люди звонят, чтобы сбросить отрицательную энергию, агрессию, злость. В таких случаях психологи утешают себя тем, что окружающим после этого достается меньше. Консультант никогда не дает советов, не диктует поведение абоненту, он помогает рассмотреть проблемную ситуацию с разных точек зрения. Здесь действует принцип разделения ответственности, иначе какой-либо совет может войти в конфликт с системой ценностей абонента и дать не те результаты. Люди, которые работают в службе "телефона доверия", перед тем как попасть сюда, проходят сложный отбор, предварительное обучение и стажировку. Кроме того, сотрудники постоянно получают дополнительные знания в области телефонного консультирования, слушают лекции наркологов, врачей центра "Анти-СПИД". Чтобы работать здесь, человек должен иметь определенный жизненный опыт, социальную и психоэмоциональную зрелость, быть уравновешенным, способным вести разговор и сопереживать другому. Работа на "телефоне доверия" - это постоянная психическая нагрузка. В связи с этим для консультанта появляется опасность эмоционально "сгореть". Теряется сочувствие, способность к сопереживанию, в результате чего снижается качество помощи. Поэтому сотрудникам необходимо восстанавливаться после работы. Ведется постоянный психологический патронаж, в службе работает супервизор (этакий психолог для психологов). Консультант всегда может попросить отпуск на столько времени, сколько ему необходимо, чтобы прийти в норму. Кроме того, существуют индивидуальные методы восстановления - одни любят театр, другие читают книги, третьим нравится разводить цветы. Каждому свое. И снова психолог готов выслушать вас, помочь решить ваши проблемы. Его голос не даст совершить опрометчивые поступки, станет нитью Ариадны, которая выведет из лабиринта страха, ненависти и неуверенности в мир надежды и веры.