01.06.2001 14:06:43Сегодня - Международный день защиты детей
В самом понятии Дня защиты детей заключена определенная проблематичность, поэтому и разговор, скорее всего, будет о проблемах, связанных с положением детей. Сегодня, в частности, всем известно неблагополучное состояние с рождаемостью детей в нашей стране. Какова же ситуация в Ленинградской области? Показатель числа родившихся детей в области 1996 -1999 годов составлял 6,9 в расчете на 1000 населения, а в 1999 году он уменьшился на 0,4. В последние годы наметилась тенденция увеличения как в России, так и в области среднего возраста вступления в брак и возраста матери при рождении ребенка. Наряду с ростом числа регистрируемых браков растет и число расторгнутых браков. Из-за распада семей дети и подростки до 18 лет остаются без одного из родителей. Еще тенденция. 30% детей от общего числа родившихся в области в 1999 году рождены от матерей, не состоящих в браке. Это свидетельствует о развивающихся изменениях в самом институте семьи. Сразу встает вопрос о состоянии здоровья детей и подростков. По данным государственного доклада "О положении детей в Российской федерации" Ленинградская область входит в число 11 регионов, где отмечаются самые низкие показатели младенческой смертности. Однако не может не тревожить, что в стране, по сравнению с 1997 годом, на 7,7% повысилась смертность подростков в возрасте от 15 до 19 лет. Как правило, у подростков на первые места выходит смертность от неестественных причин, что свидетельствует о безнадзорности детей, их стрессовых состояниях. В области наметилась тенденция стабилизации здоровья детей и подростков. Общая заболеваемость за 2000 год уменьшилась на 6,8% по сравнению с 1999 годом. Снизилась острая заболеваемость школьников по кишечным заболеваниям, гепатиту, пневмонии. И все же в течение последних лет основными хроническими заболеваниями остаются заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания. Каковы главные тенденции развития образования в регионе? В области функционирует 397 дошкольных учреждений, в которых воспитывается 42,3 тысячи детей, 457 дневных школ (в том числе 196 городских и 261 сельская). В них обучается 200,3 тысячи человек, 26 вечерних(сменных) школ. В 97 учреждениях дополнительного образования занимается 100 тысяч детей. Надо заметить, что по сравнению с прошлым годом численность учащихся сократилась на 12426 человек, или на 6%. На 2412 человек, или на 15,7%, уменьшился прием в первые классы, в том числе по сельским школам - на 17,6%. Это общероссийская тенденция. Она напрямую связана с особенностями демографической ситуации в регионе. А положительные тенденции наблюдаются? Впервые за последние годы увеличился процент детей, посещающих дошкольные учреждения, с 57,5% в 1998 году до 65% в 2000-м. Кстати, в среднем по России - 52%. Это произошло не само собой - были приняты определенные меры. Прежде всего, речь идет о сдерживании роста платы за содержание детей. В муниципальных образованиях родительская плата колеблется от 1602 до 4512 рублей в год. Сказывается также социальная поддержка льготных категорий семей. В некоторых МО установлена льгота по оплате за детский сад в размере 50%. Наиболее существенное увеличение контингента дошкольных учреждений наблюдается в Тихвинском, Волосовском, Волховском, Гатчинском, Лодейнопольском, Сланцевском районах. Совершенствуется содержание дошкольного образования, используются новые программы и технологии, нацеленные на развитие индивидуальных способностей детей. Наиболее развита вариативная сеть детсадов в г. Сосновый Бор, Гатчине, в Тихвинском, Кингисеппском, Выборгском и Тосненском районах. А как это связано с поступлением в школу? В области создана вариативная система общего образования, включающая 42 учреждения "Детский сад - школа". Это 10 гимназий, 6 лицеев, 8 негосударственных образовательных учреждений, 3 центра образования. Всего в школах реализуется 12 образовательных программ. 2000 год стал годом перехода региональной системы образования в режим развития. Появился стратегический документ нового качества - региональная целевая программа развития образования Ленинградской области на 2001 - 2005 годы. В начальной школе завершился переход на четырехлетнее обучение. А "дети вне образования"? В среднем по России необучающиеся дети и подростки составляют 0,2% от общего числа несовершеннолетних до 15 лет. В 1999/2000 году из школ области было отчислено 392 ребенка без уважительной причины. В Конвенции ООН о правах ребенка провозглашено его приоритетное право на жизнь и воспитание в семье, независимо от социального статуса. Эта норма отражена и в Семейном кодексе РФ. Как это осуществляется в области? В Ленинградской области в 2000 году выявлено 1620 детей, оставшихся без попечения родителей - это на 31 меньше, чем в 1999 году. Из этого числа усыновлено 72 ребенка, передано под опеку - 735, передано в приемную семью - двое. 809 детей передано в "замещающую" семью. Ведется работа и с "кровными" семьями, куда возвращено 157 детей. За 2000 -2001 годы усыновлено 400 детей, из них - 202 ребенка передано на усыновление российским гражданам, 198 детей усыновили иностранные граждане. Наиболее распространенной формой семейного устройства сирот и детей, оставшихся без родителей, является передача детей под опеку (попечительство). В области на 1 января этого года под опекой всего находится 3951 ребенок. Из них - 2482-м назначено денежное содержание, которое ежемесячно выплачивается из областного бюджета. В этом году его размер составил 800 рублей. В 2000 году он составлял 600. Пока еще не получили широкого развития новые формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В области такая форма устройства детей еще только зарождается. Год назад в Лодейнопольском районе созданы две приемные семьи. Подготовительная работа ведется в Киришском и Тосненском районах. А что сдерживает такое семейное устройство детей? Несовершенство финансирования и низкая информированность граждан о возможности взять ребенка на воспитание (без оформления усыновления). Какова ситуация с детскими домами? Ситуация не из легких. Из 1623 сирот 691 ребенок устроен в дома ребенка, детские дома. На территории области - 30 детских домов. В Бокситогорском, Кировском районах и в Ивангороде открыты социальные группы. В апреле открыт детский дом в деревне Каложицы Волосовского района, где находятся 40 детей дошкольного и младшего школьного возраста. Решается вопрос об открытии детского дома во Всеволожском районе. Создан центр социальной поддержки и профессиональной подготовки "Подросток" на базе ПУ-48 им. П.Я. Радченко в Ломоносове. Что делается для детей с ограниченными возможностями здоровья в области? В Ленинградской области свыше 6% составляют дети с ограниченными возможностями здоровья. Последние пять лет показали, что в связи с ухудшением здоровья детей увеличивается и контингент в специальных (коррекционных) школах. В 2000 году в них обучалось 4052 ребенка, что на 7% больше, чем в 1995 году. В области сегодня семь видов коррекционных образовательных учреждений. Обучение детей с ограниченным здоровьем имеет свою специфику. Она заключается в сочетании психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Важно, что уже сегодня свыше 70% детей с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в образовательную среду. Как положительную тенденцию надо отметить развитие международного сотрудничества. Сегодня область включена в международный Российско-фламандский проект по коррекционному образованию Министерства образования, в котором принимают участие школа-интернат "Красные Зори" и Сиверская школа-интернат по профессионально-трудовому обучению. К сожалению, до сих пор отсутствует федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья". Как следствие этого проблемы, связанные с обучением детей, решаются в недостаточной мере. Тема отнюдь не праздничная, но обойти ее невозможно. Это подростковая преступность. Положение с подростковой преступностью, к сожалению, продолжает ухудшаться. В стране она выросла на 10% за 1999 год по сравнению с предыдущим. Сохраняется криминогенная обстановка среди детей и подростков. Однако налицо и некоторая положительная тенденция. За 2000 год в результате "Целевой программы усиления общественного порядка и борьбы с преступностью за 1998 - 2000 г.г.", утвержденной Губернатором. Уменьшилось количество детей и подростков до 14 лет, совершивших общественно-опасные деяния. Уменьшилось на 245 человек и число совершенных общественно-опасных деяний в школах, детдомах, интернатах, совершенных в группах. На 9,9% уменьшилось число участников преступлений по сравнению с 1999 годом. С другой стороны, вызывает тревогу увеличение в два раза преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения. К росту преступности несовершеннолетних приводят причины, как правило, связанные с семейным неблагополучием, ослаблением воспитательной работы в школах, недостаточно неэффективной работой по занятости подростков. Называя все эти негативные причины, мледует особо подчеркнуть: каким бы ни было состояние экономики, расходы на детство, на школу должны относиться к разряду святых для федеральных, региональных и муниципальных органов. Посягать на них нельзя даже в самую трудную минуту. Только оберегая, укрепляя школу, можно выбраться из трясины неурядиц. Эти слова обращены ко всем, кому по-настоящему небезразлична судьба детей - нашего будущего.