07.02.2005 09:30:03Россия: готовы ли мы жить в кредит?
Потребительское кредитование в России набирает обороты. То, что еще пять лет назад казалось нереальным благом, сейчас становится доступным многим россиянам - в кредит можно приобрести все от мобильного телефона до дорогой иномарки. Однако условия кредитования еще далеки от идеальных. Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) проводила исследование рынка потребительских кредитов в столице и провинции. Оно показало, что на настоящем этапе потребительские кредиты на бытовую технику и прочие товары доступны большинству граждан. Ограничением на взятие кредитов на более крупную сумму (например, на покупку автомобиля) в большинстве случаев является лишь возможность заемщика в дальнейшем обслуживать этот кредит, говорится в исследовании. В магазинах покупателей встречают улыбающиеся консультанты сразу нескольких банков, и сами будут уговаривать взять кредит, но не стоит обольщаться, радость от немедленного получения товара в пользование может быть омрачена. Дело в том, что россияне пока не приучили себя внимательно читать подписываемые бумаги, в частности, договор на получение кредита. Кроме того, большинство из них не задумываются о соответствии декларируемой и реальной ставки по кредиту. Представим такую ситуацию: вы предполагаете взять кредит, и сотрудник банка рассчитал размер ежемесячного платежа, который, к примеру, равен 4000 руб. Эту сумму вы сравниваете со своим ежемесячным доходом и делаете вывод о том, по силам ли вам такой кредит или нет. Если сумма кажется "подъемной", вы просто подписываете договор, не проверяя, соответствует ли расчет ежемесячного платежа объявленной банком ставке. Вместе с тем, российские банки включают в ежемесячную выплату не только плату за кредит, но и другие поборы. По словам заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Андрея Кашеварова, к ним относятся плата за открытие счета, за ведение счета, за организацию выдачи кредита, за ведение кредитного досье, пени и штраф за просрочку уплаты процентов и другие. В результате получается, что декларируемая и реальная ставки могут отличаться в два раза. Тем не менее, несмотря на то, что такие претензии можно предъявить большинству российских банков, занимающихся потребительским кредитованием, в ФАС были подано всего два заявления возмущенных граждан, и обе претензии адресованы банку "Русский стандарт". По факту этих заявлений ФАС возбудила дело в отношении этого банка. "Нарушение выразилось в недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг при предоставлении банком потребительских кредитов физическим лицам путем распространения ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другим кредитным организациям", - сообщала пресс-служба этого ведомства. По словам Кашеварова, декларируемая ставка по кредиту в "Русском стандарте" составляет 29%, тогда как реальная может доходить до 66%. "Банк "Русский Стандарт" регулярно совершенствует документы, оформляемые клиентам при выдаче кредита. Он также проинформировал комиссию о работе, ведущейся в этой области. Все оформляемые документы соответствуют требованиям законодательства России", - заверяют в банке. Более того, банк "Русский Стандарт" приглашен к участию в разработке поправок совместно со специалистами ФАС. "В ближайшее время мы представим Федеральной службе свои предложения по этому вопросу", - отметили в пресс-службе банка. Тем временем доверчивых россиян подстерегает еще одна напасть - быть обманутыми магазином. На российских телеканалах идет реклама, где рассвирепевший менеджер в сотый раз объясняет своим сотрудникам, что товары реализуются на условиях "ноль процентов первый взнос, ноль процентов за кредит, кредит на 10 месяцев". Трудно устоять перед таким напором. На самом деле ситуация и проще и сложнее одновременно. Главное и принципиальное отличие этой схемы от описанной ранее состоит в том, что все накрутки и надбавки, а также плата за кредит уже включены в стоимость товара. Размер переплаты можно узнать, если заглянуть в соседние магазины, не торгующие в кредит. Как заверил Кашеваров, ФАС будет прикладывать усилия к тому, чтобы облегчить участь граждан. В частности, ведомство выступило с инициативой принятия закона о справедливой конкуренции при кредитовании, аналогичного действующему в США. Этот документ, в частности, предусматривает указание всех выплат при выдаче кредита, как в абсолютном, так и в относительном выражении. Кроме того, американский закон требует, чтобы сотрудники банка сообщали клиенту о стоимости аналогичных продуктов в других банках. Эксперты КонфОП со своей стороны, считают необходимым разработку и введение единого стандарта раскрытия информации об условиях кредита, обязательного для всех банков. "Важно не только содержание, но и форма преставления информации, которая должна быть понятной и доступной простому потребителю", - подчеркивается в исследовании. Кроме того, КонфОП ратует за введение запрета на навязывание конкретных поставщиков дополнительных услуг, например, страхования. Однако все это в будущем, а пока в вопросе как достойно выбрать банк для получения кредита россияне могут рассчитывать только на себя. Поэтому торопиться подписывать документы прямо в магазине не стоит. Лучше внимательно прочитать документы дома, в спокойной обстановке.