10.02.2005 10:30:04Великобритания: болеть на работе смертельно опасно
Британские исследователи утверждают, что выход на работу с простудой увеличивает риск возникновения сердечных заболеваний в два раза. Таким образом, сотрудники, пренебрегающие возможностью взять больничный лист, наносят вред и себе, и компании. Однако в Украине появление заболевшего сотрудника на работе по-прежнему расценивается как проявление трудового героизма и часто даже приветствуется. Чтобы оценить последствия выхода на работу при недомогании, ученым из University College London потребовалось 10 лет. Оказалось, что даже работа при небольшой простуде может оказать такое сильное воздействие на организм человека, что этого вполне достаточно для развития сердечных приступов вне зависимости от того, много ли этот человек курит или употребляет алкоголя. Авторитетное подтверждение того факта, что присутствие больного сотрудника на рабочем месте убивает его, может существенно осложнить жизнь британских работодателей. Британские СМИ уже успели предположить, что данные исследования наверняка в самое ближайшее время заинтересуют адвокатов. Профессиональная ассоциация Institute of Directors сразу выразила сомнения по поводу данных исследования, поскольку авторами не представлено убедительных доказательств связи между нагрузкой на работе, стрессом и заболеваниями сердца. "Стресс на рабочем месте определенно следует рассматривать как отдельный аспект данной проблемы. Выводы о том, что эти понятия взаимосвязаны, делать пока рано - даже с учетом данных исследования", - заявили представители Institute of Directors. Тем не менее, западные работодатели привыкли учитывать оба фактора - и стресс, и возможные заболевания - при выстраивании взаимоотношений с подчиненными. Во многих западных компаниях сотрудникам помимо законного отпуска и официальных больничных дается 3-4 дня в году, которые можно использовать на личные нужды. В Украине же все зависит от компании, каждая решает проблемы с заболевшими сотрудниками по-своему. Где-то признается больничный лист, где-то все решается на основе договоренности с начальством. Обычно поболеть один день без бумажки разрешают все компании, если сотруднику для выздоровления нужно больше - уже требуется больничный лист. Сейчас очень многие здравомыслящие работодатели дают сотруднику в случае его болезни отгул до одной недели за счет компании. С одной стороны, это забота о сотруднике, с другой - обо всем коллективе в целом. Ведь в случае, если заболевший сотрудник заражает коллег, ущерб, связанный с "нездоровой" работой всего отдела, оказывается гораздо больше, чем ущерб в результате ухода на больничный одного человека. Хотя многие компании декларируют свою заботу о сотрудниках и говорят, что не хотят видеть на работе больных, которые заражают коллег, на практике происходит обратное. Любой руководитель относится к отсутствию сотрудника на рабочем месте отрицательно вне зависимости от повода. Кроме того, появление заболевшего сотрудника на работе часто объясняется желанием продемонстрировать свою лояльность компании. Проявление такого трудового героизма - очень распространенное явление. Некоторые сотрудники считают, что они просто не могут позволить себе поболеть. Если это соответствует действительности и работа на самом деле требует их постоянного присутствия, то таким людям можно только посочувствовать. Если же сотруднику это только кажется и им руководит желание выслужиться, то это, на мой взгляд, не совсем правильно и понятно. Впрочем, в последние годы все больше компаний предпринимают профилактические меры. Помимо оплаты больничного забота о здоровье сотрудника со стороны работодателя может и должна выражаться в предоставлении ему медицинского страхования. Учитывая низкое качество медицинского обслуживания и очереди в городских поликлиниках, предоставление медицинской страховки может действительно ускорить процесс выздоровления заболевшего сотрудника, сэкономить его время и здоровье.