Несмотря на озабоченность общества моралью в бизнесе, она по-прежнему остается вещью для внутреннего пользования. Население нашей страны оценивает нынешнюю ситуацию в сфере нравственности как кризисную и, что примечательно, возлагает вину за это на государство. Такой вывод сделали исследователи департамента специальных проектов и call-центр «Горячие линии» группы компаний Imageland в ходе недавнего опроса среди москвичей. На круглом столе, где обсуждались итоги опроса, все настойчивее звучала мысль, что мораль в бизнесе – предмет крайне необходимый. Об улучшении положения с нормами нравственности в который раз говорил и Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию. Как показывают результаты исследования, большинство москвичей неудовлетворительно оценивают состояние российского общества с точки зрения соблюдения норм морали и нравственности в повседневной жизни людей. Так, 42% полагают, что в этой области много проблем, 29% считают ситуацию практически катастрофической. Лишь 21% согласились с утверждением, что ситуация в целом нормальная, и только 2% – с тем, что моральное состояние общества хорошее. При этом 58% респондентов согласились с довольно жестким утверждением: «Мы живем в обществе корысти, бездуховности, нравственные нормы забыты и обесценены». Доля скорее или полностью несогласных с этим тезисом составила 36%. Весьма пессимистичными выглядят и оценки последствий текущей нравственной ситуации в обществе – 66% опрошенных полагают, что данное состояние может привести к серьезным социальным потрясениям в будущем. Среди тех государственных и общественных институтов, которые должны нести основную ответственность за развитие духовно-нравственного состояния общества в современной России, респонденты чаще всего называли семью (67%), образовательные учреждения (48%), государственную власть (45%), СМИ (28%). Заметно реже в числе трех возможных вариантов упоминались религиозные институты (18%), общественные организации (6%), поп-звезды и другие образцы для подражания (3%). Несмотря на то что круглый стол был посвящен итогам опроса москвичей на тему «Состояние нравственности устоев в российском обществе», участники закономерно затронули тему бизнеса и морали. Мысль о том, что деловой мир должен «заразиться» нравственностью, сама по себе не нова. Еще год назад глава Минэкономразвития Герман Греф во время встречи с населением в общественной приемной правительства призвал к «совестливому предпринимательству». На взгляд г-на Грефа, российский бизнес должен срочно обзавестись подходящей к случаю моралью. Именно она, по замыслу министра, призвана стать главным компасом при принятии инвестиционных решений. В таком случае деньги отечественного происхождения не покинут пределов страны, а будут инвестироваться во внутренние проекты к вящей радости чиновничества. Попутно, быть может, и задача удвоения ВВП решится быстрее. «Считаю, что без следования общепринятым в цивилизованном обществе нравственным стандартам современный российский бизнес вряд ли может рассчитывать на то, чтобы признаваться респектабельным. Вряд ли он станет уважаемым, причем не только в мире, но, что еще важнее, внутри своей собственной страны, ведь многие трудности современной российской экономики и политики уходят своими корнями именно в проблему недоверия состоятельному классу со стороны подавляющего большинства российского общества», – отметил в своем недавнем обращении к парламенту президент Владимир Путин. Уже в который раз первые лица государства с высоких трибун декламируют прописные истины, важные и полезные, которые приняты за правило в большинстве развитых стран мира, где социальная ответственность предпринимателей является неотъемлемой частью деловой среды. Однако подобный подход все еще почему-то остается неприемлемым для России. «Пятнадцать лет мы говорим о том, что экономика – главное, сначала надо построить нормальную экономику и только после этого общество станет здоровым; дайте людям деньги, и эти люди сами обустроят себе жизнь, – отметил на круглом столе директор Imageland по исследованиям и специальным проектам Евгений Кузнецов. – Проходит 15 лет – и мы видим, что проблемы, с которыми столкнулось сначала советское, а потом и российское общество, не только не решены, но и усугубились». При этом он предельно четко обрисовал основную проблему: «В России на данный момент главным стимулом к выполнению договора является страх репрессий со стороны государства, «крыши» и т.д. Но репрессивный механизм не является естественным для бизнеса. Бизнесмен – это потенциальный лидер. А лидер под страхом репрессий перестает быть таковым». Как отмечают эксперты, возникает и другой вопрос: а собирается ли, собственно, обзаводиться моралью российская власть? Так, по самым скромным подсчетам регионального общественного фонда «Информатика для демократии» (ИНДЕМ), общая сумма взяток, выплачиваемых предпринимателями российским чиновникам, составляет 33,5 млрд долл. в год – примерно треть бюджета страны. Минимальные затраты населения на бытовые взятки оцениваются фондом в 3 млрд долл. То есть каждый россиянин ежемесячно в среднем тратит на взятки 250 руб. Между тем, как это ни парадоксально, быть добрым или, более официально, этичным выгодно. В опубликованном недавно исследовании Гарвардского университета отмечается, что за последние 11 лет «высокоморальные» фирмы (компании с различными традициями в бизнес-этике) повысили свой доход на 682%, а «обычные» – на 166%. Стоимость «хороших» компаний на бирже выросла на 901% (обычных на 74%), а чистый доход увеличился на 756% (1%). Таким образом, авторы исследования считают доказанным наличие четкой связи между моралью и бизнесом – чем честнее и порядочней ведет себя фирма и ее руководители, тем лучшие результаты она демонстрирует.