В последние годы английские и американские психологи и психиатры занялись исследованием неизвестного ранее психического заболевания – мании покупок. Согласно оценкам специалистов, около двух процентов американцев страдают этой болезнью. Врачи считают, что ей подвержены люди, страдающие от одиночества, комплекса неполноценности, низкой самооценки и не видящих смысла своего существования. Покупательская мания выражается в том, что, попав в супермаркет, такой человек начинает закупать буквально все подряд, пытаясь избавиться от некоторого внутреннего беспокойства. Особенно часто заболевают женщины, скорее потому, что они более эмоциональны, менее практичны и вещи имеют для них символическое значение. Женщины чаще увлекаются товарами, участвующими в социальных взаимоотношениях – одеждой, косметикой, бижутерией, а мужчины – спортивными и техническими товарами, электроникой, модерновой мебелью. Чем именно вызывается приступ покупательской мании, пока не ясно. Если такие исследования и проводились многочисленными институтами и отделами маркетинга, без которых не обходится ни одна уважающая себя фирма, то результаты держатся в секрете. Для бизнеса эта болезнь исключительно прибыльна. Не последнюю роль играет реклама, освещение торгового зала, звучащая в нем музыка. По одной из гипотез, предрасположенность к покупательской мании имеет врожденную основу и не может быть окончательно устранена. Покупки становятся для такой личности чем-то вроде наркотика. Заметим, что поездки по магазинам стоят в США, судя по социологическим опросам, на третьем месте в списке любимых занятий свободного времени. Провести грань между простой любовью к покупкам и манией нелегко, но в последнем случае человек не может удержаться от приобретения, даже если понимает, что этот предмет ему не нужен. Ученые утверждают, что 63% людей, неспособных удержаться от покупок, страдают депрессией. Существует также теория, по которой покупательская мания близка к таким явлениям, как алкоголизм или наркомания. Надо отметить, что современная система покупок на кредитную карточку способствует развитию такой мании, так как нельзя заметить вовремя, что в кошельке уже почти пусто. Когда покупатель приходит с покупками домой, близкие хватаются за голову, а вскоре больной получает внушительные счета. Все это вызывает новый приступ потери самоуважения и покупатель-маньяк, чтобы утешиться, снова отправляется в магазин. Порочный круг замыкается, и выхода из него нет. Разве что потратить все имеющиеся средства.