ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
22.06.2001 09:00:04  В них живут "дети дождя"

   Они существуют. Они живут среди нас, отгородившись от общества невидимой стеной. Они никого не пускают в свой мир, где им хорошо и комфортно. Дети, страдающие аутизмом. Впрочем, слово "страдающие" здесь не совсем подходит. Просто психика аутистов устроена так, что они не могут, не умеют общаться.
   От слова "аут", что означает "вне". Но им приходится все же пересекаться с нашим миром, и мы вынуждены с ними считаться и принимать такими, какие они есть. Люди, считающие себя нормальными только потому, что их большинство, воспринимают аутистов как чокнутых, психов и даже слабоумных. На самом деле уровень их интеллекта зачастую оказывается выше среднего. Но поведение таких детей действительно кажется несколько странным. Мальчик лет восьми, идущий с мамой по улице, вдруг вцепляется в ее рукав и начинает, будто младенец, безутешно рыдать - он боится ветра. А дома этот странный мальчик решает сложные математические примеры, причем перемножает и делит в уме трехзначные числа. Прохожие наблюдали и такую картину: пятилетний малыш с совершенно безучастным видом стремится во что бы то ни стало дотронуться до каждого предмета, мимо которого он проходит. Но этот же малыш знает все марки автомобилей, когда выпускалась та или иная модель и чем она отличается от других. По свету фар едущей в темноте машины он определил: это "Опель-Кадет". Можете не сомневаться, он никогда не ошибается. Девочка, не умеющая общаться со сверстниками, в семь лет окончила начальную школу. Она писала удивительные стихи, какие не каждый сочинит и в 17 лет. Еще один мальчик, научившийся говорить о себе "я" лишь в шестилетнем возрасте, с легкостью запоминает наизусть календарь на целый год. Скажите ему число и месяц, и он назовет день недели. Почему рождаются дети-аутисты? Точного ответа нет. Некоторые специалисты считают, что аутисты появляются в тех семьях, где у родителей есть какие-то особенности психики. Известно также, что мальчиков среди аутистов в четыре раза больше, чем девочек. Но предсказать появление на свет аутиста или рассчитать вероятность рождения такого ребенка у конкретных мамы и папы ученые не могут. Есть еще одна, совсем фантастическая гипотеза, согласно которой аутисты - это выходцы с другой планеты, с иным периодом обращения вокруг Солнца. Поэтому нам они кажутся такими заторможенными. В нашей стране общество почти незнакомо с этим загадочным явлением. Причин несколько. Во-первых, аутистов немного, 15-20 человек на каждые десять тысяч населения. Во-вторых, во времена социализма слова "индивидуальность" и "личность" были чуть ли не ругательными, а в школах и детсадах царило единообразие, и белые вороны оттуда с негодованием изгонялись. А в-третьих, таких детей медико-педагогические комиссии запросто причисляли к умственно отсталым, необучаемым, отправляли во вспомогательные школы. Практически каждый десятый ребенок, проходивший такую комиссию, - аутист. Проблема в том, что за 30-40 минут обследования дети-аутисты действительно оставляют впечатление умственно отсталых: могут проигнорировать обращенный к ним вопрос, неправильно собрать пирамидку и т.д. Поэтому необходима дифференцированная диагностика, то есть, если у ребенка есть какие-то признаки аутизма, ему нужно пройти специальное дополнительное бследование. В Москве и Санкт-Петербурге уже давно действуют центры, работающие с аутистами. Они дают консультации родителям, проводят диагностику, групповые занятия с детьми. Вылечить аутистов какими-то таблетками нельзя, но можно научить их общению, как второму языку, помочь адаптироваться к окружающему миру, который так не похож на их богатый внутренний мир.
   Подобный адаптационно-коррекционный центр "Эго" создан и в Архангельске. Энтузиастами и инициаторами его создания стали детский психотерапевт, ассистент института психологии и психиатрии СГМУ Владимир Миткевич, художник-педагог Екатерина Кишова и сказкотерапевт Андрей Знаменский. Огромную помощь в развитии этого проекта оказали попечительский совет центра поддержки некоммерческих организаций "Гарант" и компания "Полярное сияние". Программа "Дети дождя", разработанная психологами центра "Эго", получила грант от "Полярного сияния", а музей изобразительных искусств выделил для центра помещение. Название "Дети дождя" родилось из названия известного фильма "Человек дождя", в котором актер Дастин Хоффман сыграл главную роль - аутиста Раймона. В русском языке выражения "человек дождя", "дети дождя" получили дополнительное значение: люди, как бы отгороженные от мира завесой дождя. У психологов из центра "Эго" уже есть некоторый опыт работы с детьми-аутистами. В течение нескольких лет действуют группы арт-терапии. Арт-терпией будут заниматься с "детьми дождя" и в дальнейшем, откроют керамическую мастерскую, желающие смогут заниматься музыкой, рисованием. Кроме психологов, в работе центра планируется участие социальных работников, юристов, дефектологов. Семьи, в которых растут дети-аутисты, могут рассчитывать на помощь центра. Кроме того, родители получат возможность общаться друг с другом, обмениваться опытом воспитания необычных детей. Родителям такая помощь необходима. Многие из них просто сидят со своими детьми дома, боясь выводить их "на люди". Это потому, что у них уже есть опыт негативного восприятия окружающими их детей. "Какой невоспитанный, избалованный, капризный ребенок!" - это самые мягкие слова из тех, что им приходилось слышать. Косые взгляды, насмешки, непонимание.
   Сотрудники центра говорят и о необходимости проведения специальной работы с педагогами школ. Практика показывает, что учителя психологически не готовы воспринимать аутистов среди своих учеников. Аутист - это хлопотно, одноклассники считают его местным шутом, обижают, а если "дает сдачи" - тут же объявляют опасным для общества. Здесь проявляется и то, как остальные дети воспитаны в семье, научены ли они с терпимостью относиться к тем, кто на них не похож, умеют ли сострадать и помогать. Наша школа стремится поскорее избавиться от ребенка-аутиста, перевести его на домашнее обучение. Школе так проще и удобнее: "На дому, в индивидуальном порядке, мы сможем лучше его научить, результаты будут выше". Но для таких детей важны успехи не в учебе, а в общении со сверстниками. Для них важно постоянно находиться в коллективе, вступать в контакт, пусть даже и негативный, с другими детьми. Психологи не просто советуют - настаивают: "Домашнее обучение - ни в коем случае!" Возможно, прочитав все это, многие скажут: а можно ли в раннем возрасте ребенка определить, не аутист ли он? Есть определенные признаки, которые могут вас насторожить: совсем маленький ребенок не берет грудь матери, не улыбается, не любит, когда его берут на руки, ласкают. В дальнейшем он выглядит, как надменный, холодный принц, у него нет эмоций, он (в зависимости от формы аутизма) либо часами тихо сидит, погруженный в свой мир, либо необычайно подвижен, прыгает, кружится волчком. Многие дети-аутисты поздно начинают говорить, в три года, а то и в пять лет. Но когда заговорят, удивляют окружающих необычно правильной речью и использованием нетипичных для возраста слов и фраз. Они не тянутся к сверстникам, не умеют играть с другими детьми, при разговоре не смотрят в глаза собеседнику. Если вашему ребенку поставили диагноз аутизм, не считайте его ненормальным и неполноценным. Он может и должен ходить в обычный детский сад, учиться в обычной школе. Надо помочь ему освоиться в нашей жизни, надо помнить, что он просто другой. Из другого мира.

ИА "Альянс Медиа" по материалам Городская газета "Архангельск"

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"