20.02.2006 09:30:02Интернет-дневник ведет к увольнению
Число людей, ведущих интернет-дневники (другое название – блоги), растет немыслимыми темпами. В настоящий момент в Сети существует около 3,5 млн. блогов. Однако никто не задумывается над тем, кому юридически принадлежит контент, размещаемый в публичных дневниках: работнику или его работодателю. Когда Марк Джен пришел на работу в Google, он первым делом завел себе интернет-дневник. Одной из первых публикаций в этом блоге стали его размышления по поводу прошедшего недавно собрания отдела продаж компании. Среди его размышлений оказалось много довольно деликатной информации, которую лучше было бы не выносить в публичный доступ. Спустя несколько дней Марк удалил эту информацию, а вместо этого написал: «Я допустил ошибку», – так как из-за этой записи его попросту уволили. В конце октября 2004 года появилась информация о том, что американская авиакомпания отстранила от работы стюардессу из-за записей в ее онлайн-дневнике. Стюардесса Эллен Симонетти, известная в Сети как «Королева Небес», заявила BBC, что ее отстранили от работы без выплаты зарплаты после того, как она разместила в блоге свои фотографии в форме стюардессы в салоне авиалайнера. В свою очередь, представители авиакомпании отказались комментировать эту ситуацию, назвав ее внутренним делом фирмы. «Королева Небес» уже подала жалобу на работодателей в американский орган, занимающийся проблемами равных прав при устройстве на работу. Стюардесса заявляет, что большая часть описанных ею в дневнике историй была выдуманной, а название компании не разглашалось – она рассказывала о работе «Анонимных авиалиний». Аналогичный случай произошел годом ранее, когда одна канадская юридическая фирма уволила Грега Уэбстера после того, как тот в дневнике выступил против руководства. «Он дал выход своему раздражению, опубликовав клеветнические высказывания», – объяснил начальник Уэбстера Грег Смит. Сам Уэбстер признался, что назвал идиотом сослуживца, а наказание считает чересчур суровым. В том же году информационное издание Hartford Courant вынудило Дэниса Хоргана, 61-летнего журналиста, специализирующегося на путевых заметках и очерках, закрыть свой политизированный блог, так как редакция не желала, чтобы мнения сотрудника публиковались где-либо, помимо газетных страниц. «Это вопрос свободы слова», – заявил сам Хорган. Чем больше людей из профессиональной среды открывают собственные блоги, тем острее встает вопрос о том, что они имеют право публиковать в них, а что нет. Блоги читает в основном молодежь, говорится в исследовании Forrester Research, а это наиболее восприимчивая аудитория. Аналитики Forrester предвидят, что недалек тот день, когда на визитных карточках, помимо номера телефона и адреса электронной почты, будут указывать адрес личного интернет-дневника сотрудника. Эта тенденция становится все более очевидной, есть все причины подозревать, что вскоре блог сотрудника будет подпадать под конкретный параграф закона об авторском праве (или пункт трудового договора). И, скорее всего, правами на содержание личного блога будет обладать компания-работодатель. Конечно, если ведение блога предусматривается трудовым договором или даже является предметом договора, то правовой статус контента очевиден. Однако даже сейчас во многих контрактах указывается, что вся интеллектуальная собственность, произведенная сотрудником на рабочем месте, принадлежит работодателю. Блог, безусловно, подпадает под это определение. Регламентирование ведения блога сотрудниками становится важной частью информационной политики компании, поскольку блог является таким же публичным материалом, как интервью в центральной прессе или телевизионный репортаж. Блог сотрудника становится в некоторой степени и лицом фирмы, и потенциальным каналом утечки конфиденциальной информации. Forrester Research рекомендует работодателям как можно тщательнее отнестись к вопросу о том, что может писать работник в своем блоге, а что должно попасть под запрет. Для России эта тема весьма актуальна, ведь самым популярным сервисом интернет-дневников Livejournal («Живой Журнал» – сокращенно «ЖЖ») в нашей стране пользуются около 250 тысяч человек. По этому показателю Россия уступает лишь США. Часто возникают ситуации, когда конфликт интересов вызван именно «Живым Журналом» (или его менее популярными аналогами). Поэтому многие сотрудники предпочитают скрывать свои блоги от начальства или пишут записи, которые может прочесть лишь ограниченный круг лиц. Владельцам дневников следует хорошо понимать, что как только они делают свои мысли достоянием Интернета, личное пространство на этом заканчивается, а любая анонимность рано или поздно исчезает.