Новые исследования человеческого мозга показывают: эмоционально одаренные люди мудрее невозмутимых гениев. Психологи уверяют, что могут предсказать будущее 4-летних малышей, наблюдая за тем, как они реагируют на коробку с шоколадными конфетами. Суть гадания такова: исследователь по одному приглашает в комнату детей и начинает «мучительное» испытание. «Можешь съесть одну конфету сразу же, - говорит он. - Но мне нужно на некоторое время отлучиться, и если ты подождешь моего возвращения, то получишь две конфеты». И уходит. Одни дети тут же съедают несколько конфет, не дождавшись, пока закроется дверь за взрослым. Другие сдаются через несколько минут. В меньшинстве оказываются те, которые ждут, чего бы им это ни стоило. Они закрывают руками глаза, опускают голову, поют себе под нос и даже засыпают. Когда исследователь возвращается, то вручает самым стойким детям их честно заработанные сладости. "Далее с детьми из последней категории происходит нечто удивительное, - рассказывает руководитель Центра психогенетики и психоаналитики Александра ЖУКОВА. - Они растут более уживчивыми, общительными, изобретательными, смелыми, надежными. Идут в школу уверенными в себе. А те, которые сдаются сразу, становятся более одинокими, легко ранимыми. Как правило, они упрямы, нерешительны, чаще подвержены стрессу. Когда мы говорим о блестящих умственных способностях, у многих из нас перед глазами встают образы гениев вроде Леонардо да Винчи или Эйнштейна. Нам всегда кажется, что великими людьми рождаются. Но почему врожденный талант у одних людей разгорается, а у других затухает? "Вот здесь-то и стоит вспомнить о шоколадной конфете, - продолжает Александра Петровна. - Судя по всему, способность воздержаться от немедленного вознаграждения является основополагающим талантом, так сказать, триумфом логического мышления над импульсивным. Другими словами, это эмоциональный интеллект - тот, который не распознать тестированием на коэффициент интеллекта - IQ. Термин «эмоциональный интеллект» принадлежит психологу из Йельского университета Питеру Саловею и ученому из университета Нью-Гэмпшира Джону Мейру. А сократил его до аббревиатуры EQ и ввел это новое понятие в научный лексикон доктор психологии Дэниел Гоулман. "Коэффициент эмоционального развития складывается из целеустремленности, умения подчинить свои эмоции достижению цели, способности разобраться в себе и своих чувствах, умении сопереживать и помогать другим, - говорит Гоулман. - Люди, способные контролировать такие чувства, имеют преимущество перед остальными. Это относится как к интимной сфере, так и к успеху в общественной и политической деятельности". У меня был друг, который, несмотря на выдающиеся умственные способности, вечно прогуливал лекции, болтался без дела и еле-еле окончил институт, - продолжает доктор. - Он и сейчас не у дел. С тех пор я не раз убеждался в том, что ум сам по себе не сулит удачи в жизни. Школьные медалисты иногда становятся средними студентами. А обладатели блестящих дипломов не могут найти своего места в жизни. В этом и заключается проблема: академические знания никак не соотносятся с реальными жизненными трудностями. Вся система образования направлена на приобретение теоретических знаний и начисто игнорирует эмоциональное развитие человека. Пренебрегает набором качеств, которые только и дают ключ к разгадке того, почему при одинаковых умственных способностях один человек процветает, а другой топчется на месте. Эмоционально одаренные люди обладают бесценным умением рационально распоряжаться природными способностями и образованием, в том числе интеллектом. По мнению психолога, пока дети маленькие, еще есть возможность вмешательства. Ведь похоже, что система, регулирующая наши действия в ответ на чувства, получает полное развитие лишь в 15 - 16 лет. Выдающийся EQ не исключает высокий IQ: есть люди, которые одарены и тем, и другим. Сейчас ученые пытаются понять, как эти коэффициенты дополняют друг друга. Например, как умение справляться со стрессом влияет на способность сконцентрироваться в экстремальных ситуациях. Ученые едины во мнении, что среди прочих составных частей успеха на долю IQ приходится 20 процентов, остальное же зависит от состояния нервной системы, которая развивалась и совершенствовалась на протяжении миллионов лет человеческой эволюции. - Примитивная эмоциональная реакция необходима для выживания, - объясняет Александра Жукова. - Страх увеличивает снабжение мышц кровью, и нам легче бежать. Удивление заставляет брови подняться, в результате чего глаза расширяются, и мы получаем больший обзор для сбора информации. Отвращение сжимает мышцы лица и перекрывает ноздри, чтобы не чувствовать неприятный запах. Все примитивные эмоции проистекают из определенной части головного мозга, известной под названием «краевая система». Миллионы лет назад к ней добавилась и новая кора головного мозга - неокортекс, - которая позволила человеку строить планы, учиться, запоминать, более тонко чувствовать. Так, например, похоть исходит из краевой системы, а любовь - из неокортекса. Чем больше связей между краевой системой и неокортексом, тем большим спектром эмоций обладает человек. Об этих связях догадывался еще Аристотель, который писал в одном из своих трудов: «Каждый может проявить гнев - это просто. Однако показать свой гнев кому следует, в должной мере, в нужное время, по делу и адекватно ситуации - это уже не просто». По мнению Александры Жуковой, в школах пора пересматривать учебные программы и системы тестирования учеников так, чтобы нацелить их на воспитание эмоционального интеллекта. А не надеяться на то, что юные Ломоносовы сами смело и настойчиво выбьются в люди. Высокий IQ помогает человеку устроиться на работу, а EQ - быстрее продвигаться по службе. Лучшие работники не те, у кого высокий коэффициент интеллекта, а те, кто хорошо ладит с людьми, пользуется любовью у сотрудников и умеет завоевывать расположение у тех, от кого зависит карьера. Низким коэффициентом эмоциональности обладают гении, которые отличаются неуживчивостью, авторитарностью и постоянно конфликтуют с руководством. Но их ценят за то, что они выдают плодотворные идеи!