Группа психологов из Перми утверждает, что придумала простое и надежное средство от зомбирования в супермаркетах. Чтобы не впасть в "потребительский транс" и не поддаться ажиотажу, женщинам рекомендуется чаще моргать. Результаты одного из первых исследований в этой области были опубликованы в журнале "Психология. Пермь". Группа ученых под руководством психолога Евгения Кошеварова исследовала гипнабельность женщин. Специалисты исходили из того, что каждый раз, попадая в супермаркет, покупательница подвергается суггестивному воздействию. Ее взгляд замирает, дыхание становится реже, пульс немного учащается и женщина переходит в легкое забытье, – подобие гипноза. Один из признаков гипнотического транса - взгляд человека. Он начинает подолгу фиксироваться, частота морганий снижается в 3-4 раза. Для проведения эксперимента было приглашено 57 женщин в возрасте от 25 до 36 лет. В случайном порядке женщины были разбиты на 2 группы. Одной группе женщин было дано указание следить за своим процессом моргания. Кроме этого, периодически, специально моргать вопреки своим желаниям. Женщинам из второй группы никаких рекомендаций не давалось. Женщин из 1 и 2 групп вводили в легкое гипнотическое состояние и фиксировали затраченное на это время. В результате, женщин из "моргающей" группы ввести в гипнотическое состояние оказалось намного труднее. В супермаркетах высок процент так называемой импульсной покупки. Именно в магазинах самообслуживания легче всего пустить в ход технологии навязывания товара. Существует множество классических способов стимулировать желание посетителя купить лишние, дополнительные продукты. Например, выставлять товары по принципу ассоциативности. Рядом с молоком обычно кладут хлопья. Чипсы и сухарики – с пивом. А чай – с печеньем. Именно на импульсную покупку рассчитаны жвачки и шоколадки около кассы, где человек задерживается в очереди. На импульсивном желании ребенка играют мерчендайзеры, размещая сладости на нижних полках". В супермаркетах существуют даже специальные "ловушки" для покупателей. Одна из наиболее известных – "паровоз". На самое видное место выставляют популярный и необходимый продукт, например, хороший сыр, а вокруг него размещают взбитые сливки, десерты, воздушные муссы. Работает "паровоз" просто: человек подходит к стеллажу за сыром, а возвращается домой с десертом. Разновидность этой модели – "замок". Его "стены" образовывают два самых разрекламированных товара, а внутри помещается дешевый, но далеко не самый необходимый продукт. Привлеченные модным питьевым йогуртом люди заодно берут и несколько глазированных сырков – все равно стоят копейки. На экономности посетителей активно играют супермаркеты, выставляя заниженные цены на шоколадки, жвачки, легкие спиртные напитки. Удивленный копеечной стоимостью покупатель берет безделушки, не замечая завышенных цен на товары первой необходимости. Эту же черту русского характера эксплуатируют и организаторы различных акций и презентаций. Кто хотя бы раз в жизни не покупал три товара по цене одного, хотя ни в одном из них не нуждался?Никогда не ходите в супермаркет голодным. Перед походом в магазин составьте четкий список необходимых продуктов с наименованием нужных марок товара и его приблизительной стоимостью. Не берите в супермаркет кредитную карту, а наличных возьмите ровно столько, чтобы хватило для оплаты необходимых продуктов. Избегайте шумных акций, классических ловушек и каталогов со скидками. Не проводите в супермаркете более 15–20 минут.