Во все времена людей волновала тайна человеческого мозга. Недавно американские исследователи сделали еще шаг на пути к разгадке того, какие процессы в мозге влияют на уровень интеллекта человека. Ученых заинтересовало различие в строении мозга у обыкновенных детей и у детей с уровнем IQ выше среднего. В результате специального исследования они пришли к очень интересным результатам. Как известно, в детстве кора головного мозга утолщается, а затем, по мере взросления ребенка, со временем становится тоньше. Исследование показывает, что у детей с повышенным интеллектом кора головного мозга достигает самой большой толщины на несколько лет позже, чем у остальных детей. Филипп Шау и его коллеги из Национального института здорьвья мозга (шт. Мэриленд) наблюдали за развитием мозга 307 детей. С помощью специальных тестов ученые измерили уровень их интеллектуального коэффициента, и по результатам разделили их на три группы. В течение нескольких лет, с 6 до 19 лет, ученые регулярно проводили ядерно-магнитно-резонансную (ЯМР) томографию головного мозга. ЯМР-томография – это специальный метод исследования внутренних органов, который основан на компьютерном анализе различий магнитных свойств молекул в различных типах клеток и тканей, для чего они помещаются в сильное магнитное поле. Этот метод особенно эффективен для изучения динамических процессов в органах и тканях. Обрабатывая результаты, исследователи заметили, что характеристики мозга детей из разных групп различаются. Толщина верхнего слоя мозга, который контролирует функции высокого уровня, такие, как память, - начинает уменьшаться у "умных" детей немного позже, чем у всех остальных. В среднем кора мозга начинает "худеть" в 9 лет, а у детей с высоким уровнем IQ – только в возрасте 11 лет. Самая большая разница наблюдается в предлобных участках коры головного мозга, которая ответственна за составление планов и суждения. Однако со временем разница сходит на нет, и к 19 годам все люди имеют приблизительно равную толщину коры мозга. Пока неизвестно, какие именно процессы происходят в коре мозга, когда он утолщается или утончается. Филипп Шау говорит, что сейчас невозможно сказать, каким образом изменения связаны с уровнем интеллекта. Результаты исследования не являются "точными рецептами того, как изменить интеллект", говорит он. Они совершенно не исключают, что на уровень интеллекта ребенка может влиять среда, общение, стимуляция мозга и прочие факторы. Однако новые данные помогут ученым лучше понять процессы, происходящие в мозге человека.