16.04.2006 09:30:06Возможности мозга, которые мы не используем
Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, предвидели еще в прошлом веке. Уже давно стало очевидным, что специалистам практически всех сфер деятельности приходится читать все больше и больше, а знания студентов и школьников устаревают буквально в процессе их получения, несмотря на запредельную нагрузку. Время сжимается, а с информацией мы работаем в точности, как и сто лет назад. Вы замечали, как мы читаем то, что нужно запомнить? Медленно, задерживаясь на важном, возвращаясь к уже прочитанному, проговаривая предложения вслух или про себя. Так мы привыкли и почему-то считаем наилучшим. И тем не менее после прочтения 1 – 2 страниц люди обычно усваивают не более 30 - 50% информации, причем по мере возрастания количества материала эта доля снижается и при объеме 50 и более страниц может составлять 5 - 10%. При том, что средняя скорость чтения взрослого человека - 600 знаков в минуту, нехитрые подсчеты показывают, что коэффициент полезного использования почти полутора часов драгоценного времени составит всего 4 минуты. Вот что по этому поводу рассказала директор Учебного центра «ИНТЕЛЛЕКТ» при НИИ психологии и развития способностей, кандидат экономических наук Сычева Юлия Викторовна: "На эту проблему ученые обратили внимание уже давно. Методы, подобные нашей Комплексной программе развития памяти и интеллекта, специально создавались в развитых странах как системы упражнений, позволяющих научиться быстрее и эффективнее работать с большими объемами информации. И как оказалось, почти все, что человек привык делать для того, чтобы лучше усвоить материал, в основном не способствует, а препятствует его усвоению, не говоря уже о скорости этого процесса. Исследования выявили, что наш мозг способен воспринимать информацию с гораздо более высокой скоростью, со страшно вообразить какой скоростью! В настоящее время рекорд Гиннесса по скорости чтения составляет 60 000 знаков (примерно 60 страниц текста) в минуту (установлен, кстати, россиянкой). Что поразительно, несмотря на огромную скорость чтения, мозг воспринимает, перерабатывает и запоминает до 90% материала без перечитывания. И это не так называемые «сверхвозможности», это доступно каждому". "Почему же большинство из нас не используют эти возможности?" "Стоит только пожалеть, что подобные навыки не были развиты в детстве: никто не учил нас правильному способу работы с информацией - ни в школе, ни в вузе. Вместо этого бессистемно сформировались неправильные модели мышления и восприятия информации, которые затем в процессе многократного применения закрепились как нечто естественное и единственно возможное. Столь совершенный инструмент познания мира, как мозг человека, в действительности позволяющий хранить в своих ячейках памяти информацию, превосходящую все мыслимые библиотечные фонды, мы используем подобно неучу, забивающему гвозди электронным микроскопом. Ученые считают, что в целом современные люди используют возможности своего мозга лишь на 5 - 10%. Однако не стоит огорчаться. Методы, позволяющие обучиться правильному способу работы с информацией и задействовать природный потенциал интеллекта, разработаны. В России в развитие данного метода внесли большой вклад выдающиеся ученые: Леонтьев А. А., Эльконин Д. Б., Давыдов В.В., Неверкович С. Д., Чуприкова Н. И. и другие. Метод не стоит на месте, а непрерывно развивается. Свой вклад в это вносит и НИИ психологии и развития способностей, возглавляемый Нагоровым Павлом Сергеевичем. Институтом разработаны обучающие программы, которые имеют многолетний опыт применения в педагогической практике. Отличительная черта программ – гарантия результата".