ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
05.06.2006 09:30:03  Кредиты недоверия

   Рынок потребительского кредитования в России стремительно растет. Но эффективность работы банков с населением снижается из-за роста просроченной задолженности. Граждане России предпочитают брать кредиты на небольшой срок на покупку бытовой техники и не отдавать их. Долгосрочные кредиты популярностью не пользуются. Прирост просроченной задолженности за I квартал текущего года составил 18% против 11% за I квартал 2005 года и 7% за I квартал 2004 года соответственно. Пока это «не системная угроза для рынка, но налицо четкая тенденция к увеличению задолженности практически у всех активных участников рынка», – говорится в выводах по итогам соответствующего опроса ВЦИОМ. Социологи опросили граждан России, берущих деньги в долг у банков, и выяснили, что кредиты пока не используются для качественного изменения жизни. На образовательные и медицинские услуги кредиты берут только 3% населения. Для покупки акций, облигаций и других ценных бумаг кредитом пользуются менее 1% опрошенных, отмечают эксперты ВЦИОМ. Наиболее распространенная цель получения кредита – покупка аудио-, видео- и бытовой техники, телефонов. Ее указывают 43% респондентов, бравших кредит. Процент тех, кто берет кредит «на неотложные цели» и приобретение мебели, также довольно велик – 13-14%. Реже кредит используется на ремонт квартиры или дома, покупку автомобиля, компьютерной техники, недвижимости (по 5-7%). Кредиты для ремонта квартиры или дома наиболее популярны в Москве и Санкт-Петербурге (15%), для приобретения недвижимости – в малых городах (11%), компьютерной техники – в столицах и крупных городах (8-9%), образовательных, медицинских и других услуг – в селах (7%). При этом качество кредитов, выдаваемых на приобретение недорогих товаров и услуг, ниже, чем у кредитов на покупку автомобилей, недвижимости, дорогой бытовой техники, констатируют социологи. Более половины пользовавшихся кредитами респондентов (59%) оформляли в последний раз кредит на покупку в магазине, а 38% – в банке. Однако договориться с банками о крупных долгосрочных кредитах гражданам России пока не удается. Наиболее популярный срок кредитования – от 7 до 12 месяцев. Этот период указывает каждый второй респондент, бравший кредит. 25% граждан предпочитают брать кредит на срок более года. Порядка 13% респондентов берут кредиты на срок от года до трех лет, и еще 13% – на срок более трех лет. Краткосрочные кредиты также не нравятся гражданам России. Срок до трех месяцев указывают лишь 5% опрошенных. При этом, по данным банковской отчетности, более половины от суммы кредитов выдано на срок более трех лет, то есть величина кредита возрастает с увеличением его срока. Банки пока невысоко оценивают финансовые возможности населения. Сумма кредита в большинстве случаев (63%) не превышает 1 тыс. долларов США. (39% брали кредит или оформляли покупку в кредит на сумму до 500 долларов. 24% заимствовали сумму от 500 до 1 тыс. долларов.) Кредит на сумму от 1 тыс. до 3 тыс. долларов указывают 15% респондентов. От 3 тыс. до 5 тыс. долларов – лишь 6%. При этом количество респондентов, которые взяли кредит на сумму свыше 5 тыс. долларов, больше, чем в предыдущей группе, – 11% опрошенных. Аналитик Альфа-Банка Наталья Орлова сообщила, что пока просроченность по потребительским кредитам не оказывает серьезного негативного влияния на доходности банков в этой сфере. «Банки пока осторожно относятся к кредитному бизнесу в России и не стремятся агрессивно работать в этой сфере, – считает эксперт. – В то же время стоит отметить, что процент просроченной задолженности в нашей стране не выше, чем на Западе». «К тому же средний размер кредитов хотя растет, но медленно, так же, как и срок их погашения, – отметила Орлова. – Особенно ввиду того, что оценить кредитную способность населения в условиях «серых» зарплат достаточно сложно, именно поэтому пока доля серьезных кредитов мала. Но с развитием кредитных программ, ипотеки, к примеру, рынок будет развиваться», – уверена специалист.

ИА "Альянс Медиа" по материалам "Взгляд"

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"