10.08.2006 12:30:04У всякого Федорки свои отговорки
Психологи считают, что оправдания повышают самооценку и помогают избежать депрессии. Однако в то же время отговорки снижают качество выполнения самой простейшей работы, показало исследование ученых из университета Флориды. Бенджамин Франклин однажды сказал: «Тот, кто хорош в оправданиях, вряд ли хорош в чем-то еще». Но, как известно, у каждой медали две стороны. Так вредны или полезны отговорки? «Имея хорошее оправдание тому, что Вы не делаете работу качественно, Вы сделаете ее из рук вон плохо», — считает Райан Джонсон, выпускник факультета психологии университета Флориды. Он показал, что наличие оправдательных причин уменьшает продуктивность работы при выполнении сравнительно простых, рутинных заданий. В его эксперименте участвовали 193 студента-добровольца, которых разделили на 2 группы и предложили в течение 15 минут придумать и записать как можно больше способов использования такого предмета как нож. В небольшом помещении, где проводился эксперимент, из динамиков неслись громкие раздражающие звуки. Первой группе испытуемых было сказано, что от них не ждут хороших результатов вследствие отрицательного влияния шума на умственную деятельность. Второй группе ни о чем не говорили. Участники, которым заранее давалось социально приемлемое оправдание — в форме информации об отрицательном влиянии шума — выполнили задание гораздо хуже. «Эти факты нужно принять во внимание работникам сферы образования, ведь учащимся часто дают групповые задания, мотивов для выполнения которых у них нет. Такие задания обычно выполняются очень плохо», — считает Джонсон. «Исследования показали, что оправдания помогают людям чувствовать себя хорошо, когда они сталкиваются с необходимостью выполнить неприятную или неожиданно затруднительную работу и справляются с ней плохо», — говорит Томас Бритт (Thomas Britt), психолог университета Клемсона. Любопытно, что люди, изобретающие оправдания по любому поводу, оказались более физически здоровыми и психически устойчивыми, возможно, потому, что не смаковали свои ошибки, считает он. «Посмотрите на людей, страдающих депрессией, и Вы увидите, что они берут на себя ответственность за все плохое, что случилось с ними в жизни!», — восклицает Бритт. В некоторых случаях отговорки просто необходимы, например, в общении. Проиграв президентские выборы, Лех Валенса заявил: «Как говаривал ещё Пилсудский, поражение — это когда ты с ним смирился. А если не смирился — то это временная неудача». Но по-разному люди реагируют на неудачу. Многих она деморализует. Поиск оправданий и отговорок в таких случаях признается психологами защитным механизмом, помогающим сохранить нашу самооценку и предотвратить развитие депрессии. Отговорки определяют качество жизни. Так, одно исследование показало, что менеджеры, используя отговорки при объяснении своим сотрудникам причин таких непопулярных мер, как урезание зарплаты, считались в коллективе более порядочными по сравнению с теми, кто своих решений не обсуждал. А Райан Джонсон, автор исследования о негативном влиянии оправданий на качество выполняемой работы, признает, что заинтересовался этой темой, когда узнал от профессоров, что практика оправданий и отговорок среди студентов очень распространена, значительно больше, чем это было 20 лет назад.