01.08.2001 10:00:03Боишься математики - запоминаешь хуже
Если человек считает, что его успехи в математике невелики, то его мыслительная деятельность, необходимая для решения задач, разрушается и ослабляет математические способности. Марк Эшкрафт и Элизабет Кирк из университета Огайо провели 3 эксперимента, в каждом из которых приняли участие 50-60 студентов. Среди испытуемых было примерно поровну мужчин и женщин, показавших в тестах низкий, средний и высокий уровень беспокойства по поводу математики. В ходе первого эксперимента обнаружилось, что учащиеся с более высоким уровнем беспокойства были записаны на меньшее число математических курсов, получали по ним более низкие оценки и показывали худшие результаты в тестах на рабочую память, в которых применялись цифры, чем их соученики. Разрушительное влияние беспокойства на рабочую память наиболее ярко проявилось во втором эксперименте. Сначала испытуемым показывался набор букв, который они должны были запомнить. После этого за ограниченный период времени они должны были решить задачу на сложение в уме. Затем необходимо было по памяти назвать ранее увиденные буквы. Люди с высоким уровнем беспокойства оказались не на высоте в обоих заданиях, но особенно сложным для них оказалось сложение в уме. Когда же им разрешили для решения задачи воспользоваться карандашом и бумагой, они достаточно успешно справились с заданием, показав тем самым, что знаниями по математике они все-таки обладают. В третьем эксперименте они должны были к четырем числам, показанным по очереди, прибавить 7 и перечислить результаты в том порядке, в котором они были показаны. В этом задании учащиеся с высоким уровнем беспокойства также проявили себя неудачно. Более ранние исследования Дэвида Гири из университета Миссури показали, что волнения из-за математики временно повышает частоту сердечных сокращений и показатели других физических индикаторов беспокойства. Как полагают исследователи, переживания по поводу математики затрудняют запоминание новой информации, которая используется в это же время. Психологи полагают, что эта способность сознания оказывается чрезвычайно важной при работе с числами.