10.01.2007 12:30:05Исследование рынка кофе в России
В декабре 2006 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка кофе в России. Объем российского рынка кофе в физическом выражении в 2002 г. составлял 85 тыс. тонн, из них около 85% приходилось на растворимый кофе. По итогам 2005 года объем рынка кофе в России достиг 110-111 тыс. тонн. В оптовых ценах в 2005 году кофейный рынок оценивается в $ 1,4 млрд., что на $ 100 млн. больше показателя 2004 г. Во второй половине 1990-х гг. темпы роста рынка кофе составляли 10-15%. Постепенно произошло снижение темпов роста рынка и в последние несколько лет они составляют 3-5% в год. Рост российского рынка кофе происходит главным образом за счет укрупнения сегмента натурального кофе и в первую очередь молотого. Ежегодно объем потребления кофе в зернах и молотого кофе в России растет на 5-10%. Сегмент развивается во многом за счет того, что в России растет потребление кофе вне дома, активно развиваются кофейни и кафе, где предлагают именно такой кофе. По оценке исполнительного директора DISCOVERY Research Group Ильи Ломакина, структура потребления кофе также остается достаточно стабильной. Некоторые колебания долей сегментов происходят, но они не столь существенны, чтобы можно было говорить об изменении общих пропорций российского рынка кофе и переменах в привычках потребления этого напитка. Примерно две трети объема продаж на российском рынке кофе, в первую очередь растворимого кофе, приходится на три компании: Nestle (около 40%), Kraft Foods (14-17%) и Thcibo (11-12%). Практически вся продукция производится за рубежом, в России осуществляется только расфасовка. Большую часть рынка натурального кофе, по оценкам специалистов, обслуживают российские компании, такие как «Орими Трейд», «Московская кофейня на паях», «Русский продукт». Одной из наиболее значимых тенденций развития российского рынка кофе в последние годы является рост доли продукции, произведенной внутри страны. Особенно это характерно для сегмента растворимого кофе. Наиболее заметное событие, произошедшее на рынке кофе в России, состоит в появлении предпосылок для развития производства растворимого кофе полного цикла - от переработки сырья до фасовки готового продукта. Это позволяет говорить о том, что производство кофе в России вступило в новую стадию, когда Россия может начать экспорт значительных объемов растворимого кофе собственного производства.