13.07.2007 12:30:0354% россиян не нужны финансовые услуги
Половина населения России (54%) не планирует пользоваться какими-либо финансовыми услугами в ближайшие год-два. Еще 10% затрудняются дать прогноз относительно своего будущего участия в финансовой сфере. Социологи Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представили результаты исследования финансовой активности россиян. Банковское кредитование – наиболее популярная финансовая услуга среди россиян. 13% респондентов заявили о намерении стать клиентами банков, взяв потребительский, автокредит или кредит на неотложные нужды. Низкий процент приходится на жилищное кредитование. Только 3% участников опроса собираются воспользоваться ипотечным кредитом или иными видами жилищного кредитования. Эти показатели иллюстрируют общий и достаточно низкий уровень развития ипотеки в России и ее недоступность для широких слоев населения. ПИФы, ОФБУ, Forex увлекают лишь 1% населения. Зато покупать-продавать наличную валюту намерены 8% респондентов. Очевиден интерес россиян к валютообменным операциям. Социологи полагают, что он не имеет прямого отношения к финансовой активности населения. «По всей видимости, население планирует управлять своими личными сбережениями лишь в зависимости от колебаний курсов валют», – рассуждают в НАФИ. Пластиковые карты увлекают только 4% россиян, которые готовы с их помощью расплачиваться за товары и услуги. Более долгосрочные планы выглядят оптимистичнее. Например, ипотекой в ближайшие год-два планируют воспользоваться лишь 3%, а «когда-нибудь» (без указания временного срока) – 23%. Страховые полисы когда-нибудь купят 22% опрошенных, кредит на неотложные нужды возьмут 27%, 18% будут оплачивать коммунальные услуги через банки (44% платят сейчас), 23% опрошенных собираются взять кредит на машину, а пользоваться услугами брокера хотят 14%. По первому впечатлению данные опроса кажутся заниженными. Однако на самом деле респонденты, участвующие в опросе, скорее всего, слабо разбираются в финансовой тематике. «Каждый человек хотя бы раз в месяц пользуется финансовыми услугами, – рассуждает аналитик «Эксперт РА» Марина Чернышева. – Банкоматы, «зарплатные» карты, обязательное автострахование (ОСАГО), оплата услуг ЖКХ, штрафов через Сбербанк – все это является неизбежной составляющей повседневной жизни большинства людей». В Собинбанке полагают, что банковские услуги не входят в стереотип восприятия банка. «У большинства россиян понятие «банк» ассоциируется со словами «вклады» и «кредиты». Поэтому на вопрос о финуслугах вы получаете ответ "нет", который в принципе не соответствует действительности», – считает начальник управления маркетинга департамента розничного бизнеса Собинбанка Анна Каминская. Впрочем, банкиры согласны с выводом социологов о том, что потребительские кредиты, как правило, не входят в планы большинства россиян. «Они подпадают под категорию спонтанной покупки», – рассуждает г-жа Каминская. Примерно так же ситуация обстоит и с вкладами. Люди прибегают к данному виду банковских услуг, когда у них появляются "лишние" деньги, а до этого момента не думают о каких-либо вложениях. Таким образом, результаты опроса свидетельствуют о слабой финансовой грамотности населения и об отсутствии у большинства практики планирования личного бюджета.