ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
29.08.2001 09:00:03  Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества

   Казалось бы, всем известна истина: дети - наше будущее. Но, если не относиться к ней как к лозунгу, а вникнуть в ее суть, то ведь и в самом деле будущее. Потому что от того, какими вырастут ваш ребенок и ребенок ваших друзей, и ваших сослуживцев, и знакомых, и соседей, именно от этого зависит завтрашний день нашего общества. Будут ли подростки ломать почтовые ящики в подъездах и срезать телефонные трубки в автоматах, станет ли молодежь искать наркотики и развлекаться другими малодостойными способами или же у них будут в жизни совсем иные, высокие цели. Вот почему физический, нравственный и интеллектуальный потенциал нашего общества в первую очередь зависит от того, что будет заложено у детей с детства.
   До недавних пор считалось, что главным воспитателем должна быть школа, коллектив, а семья лишь постольку, поскольку у родителей хватает, а точнее, не хватает времени на общение с детьми. Сегодня все громче и громче раздаются голоса противников этой точки зрения. Они считают, что одно коллективное воспитание, оторванное от семейного, не приносит желаемых результатов. Психологами давно доказано, что и наиважнейшие свойства личности, и характер человека закладываются отнюдь не в школьном коллективе. В школьном коллективе они только развиваются, а закладываются они в самом раннем возрасте, когда ребенок впитывает жизненные впечатления, получает жизненный опыт вместе с любовью матери, с ее поддержкой, под ее присмотром, когда контакт с родителями ему необходим буквально, как воздух. Как же стать хорошим родителем? Как правильно воспитывать ребенка? Эти вопросы в той или иной форме всегда задаются родителями, которые обращаются за помощью в психологическую консультацию. Практика проведения таких консультаций показывает, что большинство родителей чаще всего ищут причины тех или иных трудностей и проблем с ребенком изолированно от той действительности, в которой протекает их совместная жизнедеятельность. И тут нет ничего удивительного, ведь до сих пор многие, живя в семье, не задумываются над тем, что такое СЕМЬЯ. А ведь воспитание - это то, что передается в семье из поколения в поколение. К сожалению, ни в школе, ни в институтах не дают знаний о том, что собой представляет семья, какие закономерности ей присущи, какие «подводные камни» встречаются па пути семейного «корабля». Сегодня, как и много лет назад, каждый человек создает семью и решает возникающие семейные проблемы (в том числе и с детьми), как умеет: в меру собственного жизненного опыта, с помощью родителей, а также круга знакомых и друзей. Следовательно, для того, чтобы найти ответы на поставленные вопросы, необходимо разобраться с тем, что такое семья. Семья - живой организм. Со школьной скамьи большинство людей знают, что семья - это малая ячейка общества, основанная на браке и родственных связях. Однако мало кто знает, что данное определение принадлежит социологам, которые рассматривают семью как социальный институт. Оно удобно, практично и отвечает требованиям науки об обществе. Однако, когда речь заходит о конкретной семье, то данное понятие вызывает усмешку и недовольство. Естественно, никому не хочется считать себя ячейкой, чем-то неодушевленным и непонятным. Психологи, занимающиеся исследованиями семьи и оказывающие психологическую помощь семьям в различных консультационных пунктах и центрах, предпочитают использовать другое определение. Семья - это система межличностных взаимодействий, призванных в самом общем плане, с одной стороны, защитить человека от манипулятивных воздействий общества, а с другой - приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального развития и функционирования.
   Семья возникает на основе взаимодействия людей разного пола. Если это взаимодействие приведет к тому, что, общаясь друг с другом, люди смогут удовлетворить свои потребности, то это может стать предпосылкой для юридического оформления брака. При этом следует напомнить, что юридическое оформление отношений между мужчиной и женщиной, являясь скорее потребностью общества, может и не быть потребностью самих людей. Подтверждением этому являются семьи, в которых взрослые члены семьи не состоят в браке. В своем становлении и развитии семья проходит все этапы, которые свойственны любой другой группе. Если начать рассмотрение процесса становления абстрактной семьи, то нужно признать, что вначале, в своем подавляющем большинстве, семья возникает как свободная группа, в которую участники вступают по взаимному желанию. После юридического оформления отношений между мужчиной и женщиной свободная группа превращается в формальную группу. Для формальной группы характерна некоторая организационная структура, т.е. некая стройная система отношений. В то же время эта система отношений не может быть предложена извне, а должна сформироваться внутри группы. Например, духовно-эмоциональные отношения, существовавшие между молодыми людьми до брака, дополняются супружескими отношениями, с появлением ребенка появляются родительско-детские отношения и т.д. Иными словами, тип отношений определяется палитрой ролей в семье, которыми являются роли мужа и жены, невестки и зятя, а впоследствии матери и отца, бабушки и дедушки. При этом роли обусловлены нормами, традицией и культурой, с одной стороны, общества, а с другой - родительской семьи.
   Будучи первичной группой, семья отличается следующими признаками: 1. Ее влияние на любого члена семьи первично как по времени, так и по содержанию. 2. Семья формирует личность в целом, а вторичные группы (детский сад, школа, компании друзей, армия и т.д.) воздействуют на нее лишь в незначительной степени. 3. Семья представляет собой ассоциацию, которая сама себя воспроизводит. 4. Члены семьи находятся в постоянной взаимозависимости, поэтому любое изменение поведения одного из них влечет за собой изменения в поведении остальных. 5. Семья, как маленькое независимое государство, имеет свои тщательно охраняемые и обороняемые границы, т.е. представляет собой относительно тесную, ограничивающую себя определенными пределами единицу. 6. Она удовлетворяет жизненно важные потребности людей, в том числе те, которые не может удовлетворить вторичная группа. Основными психологическими составляющими семьи как первичной группы являются: индивидуальные характеристики членов семьи (демографические, психологические, физиологические); состав и родственная структура семьи; ролевое поведение; воспитание и образцы поведения в родительской семье; предшествующий брачный опыт супругов; объем и структура семейного взаимодействия; ролевые установки и ожидания; структура семейной власти (авторитета и лидерства); характер и структура семейного общения; структура родственных связей семьи. Каждый человек - уникальная личность, но ее формирование происходит не в вакууме. Личность любого члена семьи развивается в отношениях как ответ на существование других личностей. При этом и те, кто окружает человека, тоже развиваются и изменяются в ответ на изменения других. В семье НИЧТО не происходит отдельно. Простой пример. Если один из членов семьи заболел, другие испытывают на себе это воздействие и приспосабливаются к нему. Заболевший член семьи вынужден, в свою очередь, приспосабливаться к их изменениям. Это приводит к целой цепочке дальнейших изменений. Изменения могут продолжаться без конца, подобно вечному двигателю, когда в каждый момент какая-то чаша весов прибавляет или теряет в весе, приближается или удаляется от центра тяжести. Все члены семьи заболевшего колеблются в поисках равновесия до тех пор, пока «изменившийся» член семьи (больной) не возвращается в «исходное положение» (выздоравливает) или пока другие части не находят новое равновесное положение. Каждый раз, когда член семьи вступает в конфликт с законом, получает академические награды, переезжает, попадает в больницу и т.д., остальная часть семьи компенсирует эти изменения. Такая компенсация происходит независимо от того, было ли первоначальное изменение хорошим или плохим. Изменение само по себе порождает дисбаланс, который заставляет других членов семьи «перестраиваться», пытаясь восстановить равновесие. Хотите проверить истинность наших слов? Прекратите делать то, что вы обычно делаете дома в семье. Например, если вы целуете мужа (жену), уходя на работу, или спрашиваете, что он (она) делал(а) на работе, или звоните регулярно родителям - не делайте этого в течение двух недель. Каковы ваши чувства, когда вы обдумываете наше предложение? Что вы чувствуете, когда действительно изменили свое поведение? Как реагирует другой член семьи? Если открытой реакции нет, то произошли ли с ним какие-то другие изменения? Какова ваша реакция на его реакцию? Каждое целое содержит в себе часть, и в то же время каждая часть содержит «программу», налагаемую целым. Часть и целое содержатся друг в друге, обеспечивая постоянный, непрерывный процесс общения и взаимоотношений в семье. Происходит постоянный круговорот взаимных влияний и реакций, поддерживающий определенный стереотип. При этом диапазон допустимого поведения определяется организацией семьи. Таким образом, можно утверждать, что семья - весьма сложная система, состоящая из многих индивидов. Однако сама она представляет собой подсистему более крупных систем - расширенной семьи, группы, общества в целом. Взаимодействие с этими более крупными системами создает значительную часть проблем и задач семьи, в том числе и систему поддержки. Кроме того, в семье существуют дифференцированные подсистемы. Такую подсистему представляет собой каждый член семьи или пара людей, например, муж и жена, мать и ребенок. Более обширные группы образуют новые поколения (дети), половые группы (дед, отец и сын) или функциональные группы (родительская подсистема). В различных подсистемах люди меняются, как изображения в калейдоскопе. В родительской подсистеме сын должен вести себя, как ребенок, чтобы его отец мог вести себя, как взрослый. Однако, когда ему поручают присматривать за младшим братом, этот ребенок оказывается наделенным исполнительной властью, а стало быть, наделяется родительскими полномочиями. В рамках семейной системы особое значение помимо индивида имеют три подсистемы: супружеская, родительская и детская, о которых мы поговорим в следующий раз.

ИА "Альянс Медиа" по материалам "Сургутская Трибуна"

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"