30.08.2001 08:30:03Портрет руководителя в рыночном интерьере
Изменения, происходящие в обществе в последние 10-15 лет, не могли не сказаться на развитии современной психологии. Особый интерес вызывают проблемы, касающиеся психологии управления и менеджмента, в частности новые психотехнологии подготовки и переподготовки руководящих кадров. Концептуальной основой этих методов является, прежде всего, модель профессиональной деятельности нынешнего руководителя, в соответствии с которой формируется его профессионально-психологический профиль (ППП). Как же изменился портрет руководителя за последние десять лет? Безусловно, перемены есть, и довольно значительные, но ведь это вполне объяснимо: меняется время, и общество предъявляет другие требования к современному руководителю. Судите сами: если раньше, во времена социалистической экономики, главной задачей руководителя являлось выполнение плана, то сегодня это получение прибыли. Поэтому сейчас на первое место выдвигаются такие качества, которые раньше не только не поощрялись, но и в какой-то степени осуждались. Это предприимчивость, деловитость, карьеризм, деловая хватка. То есть в нынешнее время границы категории - руководитель? значительно расширились: современный лидер - это и менеджер, и предприниматель, и бизнесмен. Кроме того, раньше руководящий состав в подавляющем большинстве назначался, а в наши дни - избирается. Если в прежние времена руководители основной акцент делали на выстраивание отношений с вышестоящим начальством, от кого зависела их дальнейшая карьера, то теперь появились две совершенно равноправные подсистемы отношений, которые нельзя не учитывать. Это - руководитель - подчиненные, -руководитель - конкуренты. Тем не менее и в том и в другом случае руководитель является лицом зависимым. В первом варианте он зависит от мнения своих подчиненных, которые его избрали, и в конечном итоге профессионализм обеспечивает успех фирмы. А во втором случае - от грамотно выстроенных отношений с конкурентами и партнерами, что опять-таки напрямую связано с благополучием предприятия. То есть в идеальном варианте современный руководитель помимо профессиональных знаний в своей области (а обратное трудно и предположить) должен владеть и психологическими навыками, которые помогут ему разобраться, прежде всего, в самом себе, а также выстроить оптимальную систему отношений со всеми, с кем приходится общаться в процессе профессиональной деятельности. Именно этой цели служат психологические семинары-тренинги, где формируются навыки эффективного руководства. Как правило, деловой тренинг проводится в форме погружения в игровое моделирование ситуаций, с которыми сталкивается руководитель в реальной деятельности. Так, например, семинар "Имидж современного руководителя" включает в себя несколько тренинговых модулей: Я - руководитель, Я и моя команда, Я и мои конкуренты. Каждый из них предполагает практическое обучение основам экспресс-диагностики, саморегуляции, приобретение навыков психогимнастических упражнений и многое другое. Но вернемся к портрету руководителя. Еще недавно руководство предприятий строилось на принципах единоначалия, что на практике означало абсолютизацию власти руководителя в решении важнейших вопросов. Сейчас такой метод руководства заранее обречен на провал и может привести фирму только к краху. А без коллегиального руководства, то есть без делегирования своих полномочий заместителям и помощникам, невозможно добиться эффективных результатов. Иными словами, главная задача предпринимателя - умение формировать надежную команду единомышленников. Есть еще одна проблема - нравственная. К сожалению, в наше время это понятие становится все более размытым. Нравственными подчас считаются любые методы, лишь бы это приносило прибыль. Такое своеобразное трансформирование принципа - Цель оправдывает средства - открывает широкий простор для использования любых безнравственных методов - от мелкого жульничества до криминала. Естественно, все это сказывается на деятельности организации. Таким образом, требования, предъявляемые к современному менеджеру, значительно изменились, по сравнению с недавним социалистическим прошлым, и наполнились новым содержанием, в котором профессиональный, нравственный и психологический аспекты тесно связаны друг с другом.
ИА "Альянс Медиа" по материалам "Экономика и Время" (Санкт-Петербург)