02.09.2001 09:00:03Есть ли будущее у военной психологии
В Военном университете ПВО психологической работе уделяется пристальное внимание. Тем более что штатный психолог отдела воспитательной работы подполковник Дмитрий Бородуля - специалист с богатым профессиональным опытом. Именно он создал нештатный пункт психологической помощи и реабилитации - один из лучших в ВВС. Но даже человек, преданный своему делу, в одиночку не в состоянии охватить весь комплекс проблем психологического обеспечения. Поэтому в университете стремятся вовлечь в психологическую работу командиров всех уровней, дать им необходимый объем знаний по педагогике и психологии. Многое зависит от координации действий всех участников этой работы: психолога, психиатра медицинской службы, психофизиолога группы профессионального психологического отбора, инструктора по работе с семьями военнослужащих, а также командиров подразделений. От их профессионализма, готовности к работе зависят точность диагностики и эффективность профилактики психологического здоровья, а зачастую и сама жизнь человека. Кто должен координировать их действия, чем руководствоваться - сегодня эти вопросы остаются открытыми. Точки соприкосновения определить нетрудно, сложнее грамотно наладить взаимодействие и повседневную работу. К сожалению, в войсках еще мало подготовленных в психологическом отношении младших командиров и командиров среднего звена. О психологической практике они знают зачастую только понаслышке. Другая группа проблем связана с этикой и кодексом поведения военного психолога, соблюдением психологической тайны. Ведь сведения, получаемые психологом о личности, при нетактичном использовании могут обернуться как против нее, так и против самого психолога. Поэтому необходимо вырабатывать подходы исходя из решения практических задач и борьбы с социально опасными явлениями. При этом учитывать влияние на человека СМИ, информационных технологий, окружающей действительности.. Нельзя ставить на последнее место и финансово-экономические проблемы. Только на содержание пункта психологической помощи и реабилитации ежегодно требуется значительная сумма. Заявки же на выделение денежных средств на эти нужды пока, к сожалению, не реализуются. Да и психологический инструментарий, рекомендованный для работы, в преобладающей степени адаптирован лишь для солдат и сержантов. Поэтому в военном вузе практическая работа психолога не охватывает полностью все категории личного состава. Если в гражданских образовательных учреждениях предусмотрена норма психологического изучения и сопровождения - один психолог на 500 человек, то в военных вузах эта норма значительно выше. К тому же из-за существующих проблем в организации, различия мнений о роли и месте психологов сегодня сложно говорить о критериях оценки, результатах работы и ее эффективности.