2008 год россияне планируют встречать с размахом. По сравнению с прошлым годом расходы жителей РФ на праздники увеличатся на 33%. Согласно опросу Delloitte, накануне Нового года россияне становятся очень щедрыми: соотечественники готовы потратить на подарки в десятки раз больше европейцев. Почти треть опрошенных россиян мечтают найти под елкой деньги. И, как выяснилось, почти никто из мужчин не в состоянии исполнить сокровенные желания жительниц РФ. Исследование предпраздничных потребительских настроений проводилось в Ирландии, Нидерландах, Бельгии, Германии, Швейцарии, Франции, Италии, Испании, Португалии, Греции, Кипре, Турции, Чехии, России и Южной Африке. Почти во всех странах большинство респондентов жалуются, что их покупательная способность снизилась по сравнению с предыдущим годом. Но только не в России: лишь 11% потратят на подарки в этом году меньше, чем в предыдущем. При этом ровно треть жителей РФ собираются увеличить новогодние расходы. Общая сумма праздничных новогодних затрат среднего россиянина составит в 2007 году около 480 евро. Опрос показал, что больше всего на Новый год намерены потратить ирландцы (1431 евро), жители Кипра (1188 евро) и британцы (1007 евро). Самыми же экономичными будут жители Южной Африки (338 евро), Нидерландов (411 евро), Германии (420 евро) и Турции (435 евро на человека в среднем). Согласно исследованию россияне собираются потратить 128 евро на праздничный стол, 98 – на развлечения и большую часть, 258 евро, – на подарки. Жители РФ готовы потратить на новогодние сюрпризы огромную по европейским меркам сумму – 13% от своего годового дохода. При этом британцы на эти же цели расходуют максимум 3,6% годового дохода, а экономные голландцы всего 1,6%. В ходе исследования выяснилось, что самым желанным подарком россияне считают деньги и ювелирные изделия. Но дарить друг другу будут в основном духи, продукты и одежду. Каждая пятая женщина мечтает отправиться в заграничное путешествие, но только 2% мужчин готовы сделать такой подарок. А вот в ситуации с косметикой и парфюмерией предложение явно опережает спрос. Такой подарок приемлем лишь для 20% опрошенных, а получат его 43%. «Тем не менее россиянки являются единственными женщинами в Европе, которые получают дорогостоящие подарки. Обычный европейский мужчина, скорее всего, купит в подарок своей жене CD или книгу, чего определенно не сделает российский мужчина», – говорится в исследовании. Более технологичные подарки, как правило, дарятся молодому поколению. При этом 59% опрошенных россиян думают, что точно знают, о чем мечтают их дети. Для сравнения, во Франции в этом уверены лишь 42%, а в Португалии аж 73%. Дети до 12 лет чаще получают классические игрушки: конструкторы, игрушечные машинки, куклы и т.п. Счастливчикам выпадают игровые приставки или MP3-плееры. Подростки от 12 до 18 лет чаще хотят мобильный телефон (48%), на втором месте MP3-плеер или IPod (32%). 29% мечтают о компьютере или ноутбуке. Согласно опросу 49% россиян предпочитают делать покупки к праздникам в гипермаркетах, 37% – в специализированных торговых сетях. Deloitte отмечает, что главными стимулами к увеличению покупок являются снижение цен и распродажи (они важны для 57% россиян и 53% европейцев). Как отмечают аналитики рынка, в последние годы в Европе наблюдается стремительный рост продаж через Интернет. Так, если в 2006 году в глобальной паутине отоваривались только 25% европейцев, то в этом году количество виртуальных покупателей увеличится до 34%. В России этот вид покупок практически не развит. В основном это объясняется отсутствием массового доступа к Интернету и низким уровнем доверия наших сограждан к онлайн-магазинам.