Все, кто в этом году играл в куклы, ел кукурузные хлопья и запивал снотворное водой в бутылках, даже не подозревают, какому риску себя подвергали. Ведь в игрушках содержался свинец, хлопья чрезмерно пересолены, вода кишела водопроводными бактериями, а от снотворного и вовсе можно было не проснуться. Об этом поведали на днях защитники прав потребителей из Consumers International, составив рейтинг худших товаров года. Попытки «Известий» найти аналогичный список, посвященный отечественной продукции, успехом не увенчались. Хотя номинантов российские борцы за права клиента назвали. Первые места в антирейтинге поделили бы кредиты банка «Русский стандарт», сигареты и сеть бытовой техники «Эльдорадо». Ко всевозможным рейтингам типа лучший «парфюм» или «самый небезопасный автомобиль» мы уже привыкли. Но в этом году Международная организация по защите прав потребителей решила порадовать потребителей чем-то новым и учредила конкурс International Bad Product («Худшие товары в мире»). Отныне данная премия будет присуждаться крупным и известным компаниям, проявившим наибольшее неуважение к своим клиентам. Первый список оказался довольно куцым — в него вошло всего четверо «победителей». Пальма позорного первенства была отдана американскому филиалу японской компании Takeda Pharmaceuticals. Вина компании заключалась в том, что в рекламе снотворного Rozerem были использованы изображения детей, классных досок и школьных автобусов, а вот предупреждений о возможном риске для здоровья малышей при приеме данного препарата не было. Преуспела в пренебрежительном отношении к покупателям и Coca-Cola. В этом году она вышла на рынок США и Южной Америки с бутилированной водой Dasani, которая на поверку оказалась вовсе не бутилированной, а обычной водопроводной. «Они просто переливают в пластиковые бутылки обычную водопроводную воду и после этого берут с покупателей в сотни, а то и в тысячи раз больше ее реальной стоимости», — отмечается в пресс-релизе Consumers International. Производитель сухих завтраков Kellogg's попал в рейтинг за использование в рекламе мультяшных героев из «Шрека», «Ледникового периода» и «Звездных войн» и позиционирование своих продуктов как детских, несмотря на высокое содержание в них соли и сахара. Завершает список легендарный производитель кукол Барби — фирма Mattel. Летом ей пришлось отозвать из продажи 21 миллион своих игрушек из-за высокого содержания в них свинца и наличия мелких деталей, опасных для детей. Об этом, понятное дело, производители тоже никого не предупредили. По мнению российских защитников прав потребителей, в России также было бы неплохо учредить антипремию за злоупотребление доверием клиентов. Тем более что претендентов достаточно. — Лидером отечественного антирейтинга безусловно стал бы банк «Русский стандарт», — заявил председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — В том, что касается высоких процентных ставок по кредитам и предоставления потребителям недостоверной информации, ему равных нет. Второе место господин Янин присудил бы всем без исключения российским производителям сигарет. «Опять же за недостаточную информацию о вреде курения и огламуривание этой привычки, — поясняет эксперт. — В соответствии со стандартами ВОЗ не менее 30% площади упаковки должно быть посвящено предупреждению о вреде курения. А в некоторых странах, например, в Австралии, тыльная сторона пачки полностью посвящена изображению легких или сердца курильщика. В России же на эти цели отводится 4% площади упаковки». Его коллега, сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов, рассказал, что в его организацию больше всего жалоб поступает на сеть магазинов бытовой техники «Эльдорадо». «Люди недовольны созданным в сети “зеленым коридором”, когда техника и электроника отпускается без предварительной проверки — говорит Голов. — А потом покупатели вынуждены обивать пороги, пытаясь обменять брак».