ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
21.12.2007 09:30:03  Ролевые игры как стиль отдыха петербургских интеллектуалов

   Игры занимают всё большее место в жизни общества. При этом в последнее время виртуальное пространство начинает сдавать свои позиции – на смену компьютерным играм приходят игры «в реале». Причинам, по которым вполне серьезные взрослые люди увлекаются бегом по городу наперегонки или в поте лица мастерят латы средневековых рыцарей, чтобы раз в году помахать мечом на турнире, посвящено множество серьезной научной литературы – каждый может найти объяснение по вкусу: хоть в трудах Бахтина, хоть в книжках Эрика Бёрна. Суть не в этом – игры уже стали реальностью, и вокруг них уже складывается целая индустрия.
   Городские игры, как правило, не слишком сложны, хотя и их организация требует некоторых затрат. В основном, в городских условиях играют в различные вариации на темы «стрелялок-догонялок» и соревнований в стиле «выше-дальше-сильнее».
   Цель «догонялок» - получение адреналина. Самый показательный проект из этой серии - игра «ГРОХНИ» (Городская Реальная Охота Независимых Интеллектуалов), идея которой была благополучно позаимствована у Роберта Шекли. По сценарию, население делится на жертв, охотников и массовку: в течение оговоренного срока охотник должен выследить жертву и условно ее убить – либо сфотографировать, либо обстрелять из пистолета специальной жидкостью, при этом охотник может обращаться к организаторам (на платной основе) за подсказками. По завершении игры охотники и жертвы с огромным удовольствием делятся своими переживаниями в дневниках на сайте – видимо, в этом и заключается заявленная в названии игры «интеллектуальность». Расходы на игру составляют для жертвы 1500 рублей (первоначальный взнос). В дальнейшем – по обстоятельствам: траты на смену образа (парик, очки, экстремальное перекрашивание и т.п.) и расходы на такси при побегах, для охотника затраты складываются из стоимости снаряжения (фотоаппарат, водяной пистолет) и подсказок (обычно около 300 руб.). Приз за игру достается либо «выжившей» жертве, либо удачливому «киллеру». Всего, по словам организаторов игры, за год в Петербурге в эту игру сыграли хотя бы один раз 600 человек.
   Проект стартовал год назад, и, хотя сейчас временно приостановлен из-за нерентабельности, его авторы не теряют оптимизма. Как пояснил Андрей Смирнов, один из авторов проекта причиной финансовой несостоятельности проекта стала недостаточно продуманная система оплаты – системой платежа был выбран SMS-контент. «Нам пришлось принять на себя все недоверие к операторам со стороны играющей аудитории», - рассказывает Андрей Смирнов. В будущем организаторы намерены заняться поисками инвестора, который решит прорекламировать свою марку подобным способом.
   Из городских квестов Санкт-Петербурга наиболее популярна игра «Ночной дозор» - команде выдается перечень заданий, часто зашифрованных самым необычным образом. И за максимально короткое время нужно успеть посетить все обозначенные пункты. Игра проходит исключительно в ночное время – ради скорости передвижения и остроты ощущений, у команды обязательно должен быть хотя бы 1 автомобиль. Первоначальный взнос участников составляет около 200 рублей. Игра менее жесткая, чем предыдущая и требует хорошего знания своего города, быстроты реакций и умения нестандартно мыслить – расшифровать полученные задания иногда бывает очень нелегко. По такому же принципу построена и игра «Схватка» - команды перемещаются по городу в поисках спрятанных кодов и предметов. Техническое оснащение в этой игре не обязательно, но значительно повышает шансы команды на победу.
   Многочисленные варианты соревнований по городскому ориентированию тоже можно отнести к категории игр – здесь от участников требуется хорошее знание города и приличная физическая подготовка, Без сомнения, эти соревнования не столь романтичны как ночные квесты, но зато вполне легальны и организаторы почти не испытывают проблем с финансированием – спонсоров у подобных мероприятий достаточно. В среднем в одном соревновании участвует порядка 1000 человек, а хорошая информационная поддержка игры вселяет в спонсора уверенность, что его деньги потрачены не зря и целевая аудитория рекламу увидит.
   Ролевые игры – особенный вид времяпровождения, смысловая нагрузка в этом словосочетании ложится на слово «ролевые». Фактически ролевое движение давно уже перешагнуло понятие игры. Сегодня это – новый вид интерактивного искусства, совмещающего в себе и драматургию, и литературу, и музыку, и кинематограф. Ко всему перечисленному надо добавить, что в ролевых играх всё большее значение приобретает антураж, потому развиваются и декоративно-прикладные ремесла, а дефицит хорошей литературы в жанре фэнтези вызвал всплеск литературного творчества – и, как следствие, развитие самиздата. Ролевое движение, зародившееся в нашей стране 15 лет назад, сегодня представляет собой культуру, существующую параллельно официальной и общепризнанной. Если цель участников всех перечисленных городских игр – побегать наперегонки и получить свою дозу адреналина, то в ролевой игре либо решаются собственные психологические проблемы, либо она становится способом понять других людей, расшифровать какие-либо загадки прошлого или попытаться создать качественно иной мир. «Мне хотелось понять, каким образом хорошие люди, патриоты, которые очень любят свою страну, превращаются в фашистов, способных убивать женщин и детей, - поясняет идею возникновения игры «Испания. 1937» Тони Лустберг, мастер игры. – Мы попытались воспроизвести эту ситуацию». «Я хотела пережить состояние полной безысходности, поэтому была в отряде эльфов, ожидающих казни», - рассказывает участница игры в жанре фэнтези. «Всегда интересно попробовать изменить ход мировых событий», - поясняет еще один из «ролевиков» причины, побудившие его принять участие в игре в жанре альтернативной истории. Впрочем, можно и не задаваться решением подобных проблем, а вступить в игру исключительно ради желания побродить по лесу в средневековом костюме или томно посидеть у ручья в образе эльфийской девы.
   Практически ролевая игра предполагает создание параллельного мира, в котором точно также действуют все условия построения и существования общества, как и в нашем. Ролевую игру, по мнению Кельтура, мастера из Москвы, можно воспринимать как своеобразную модель для отработки психологических и социологических теорий. «А достижения этих наук позволяет лучше разработать сценарий игры и добиться того, чтоб все участники получили желаемый результат», - добавляет он.
   Сохраняются в пространстве игры и экономические законы – и даже не столько потому, что организаторы должны хотя бы не разориться, сколько в доказательство одного простого положения – общества без торговли не существует. «Даже если возможность экономического взаимодействия не предусмотрена сценарием, торговля всё равно разовьется сама собой. Люди все равно найдут чем торговать, сами придумают аналог деньгам, сами стихийно создадут рынок», - рассказывают опытные мастера игр. В среднем в ролевой игре участвует от 150-200 человек, всего в России в ролевом движении принимает участие около 50 000 человек. Все игры проходят в разных регионах, и в обиход уже вошло понятие «ролевой туризм» - к примеру, команда из Казани приезжающая на игру в Ленинградскую область волей-неволей осмотрит и Санкт-Петербург, и познакомится с некоторыми достопримечательностями области. В среднем, в Ленинградской области в летне-осенний сезон проходит около 40-50 игр, большинство из них – в Выборгском и Приозерском районах, в последнее время «ролевики» осваивают Гатчинский и Тихвинский. То есть, в рамках ролевого туризма Ленобласть посещает порядка 800-1000 человек, причем две трети из них – жители других регионов, но этот поток остается вне поля зрения представите лей туристского бизнеса.
   На Конвенте ролевых игр и творческих проектов «Блинком VIII», который прошел 8-9 декабря в Санкт-Петербурге, были представлены некоторые игры предстоящего сезона – «Готика», «Клондайк. Золотая лихорадка», «Гусарская баллада», «Воины Одина», «Башня шутов», «Белая гвардия», фантастический боевик «Дюна», игры в стиле фэнтези – «Легенды Ехо» по произведениям Макса Фрая) и «Всадники Перна». Кроме того, в мае и в августе пройдут игры на территории Республики Карелия – «Троецарствие» и Zone Alarm, а также в Новгородской области – «Змей Горыныч» и «Астерикс и Обеликс».
   Интересно, что во многих регионах уже поняли значение ролевых игр и их преимущества перед какими-либо иными способами проведения досуга. К примеру, «ролевиков» Мурманска поддерживает Комитет о молодежной политике, а спонсором многих игр выступает партия «Единая Россия». «Они правильно поняли, что молодежь должна быть чем-то занята, и рассудили – пусть подростки лучше участвуют в ролевом движении, занимаются для этого спортом и читают книги, а не пьют и подсаживаются на наркотики, – рассказывает Фили, мастер из Мурманска. – Поэтому они постоянно поддерживают нас в наших начинаниях». Впрочем, Культурной столице России подобная широта взглядов не присуща - комитет по молодежной политике Санкт-Петербурга о существовании ролевого движения знает понаслышке, а комитет по культуре вообще не интересуется «подобной самодеятельностью». Бюджет игры складывается из взносов участников, стоимость игры варьируется от 50 тыс. руб. до 500 тыс. и более, стоимость индивидуального взноса – от 250 руб. до 3 и более тысяч (в зависимости от размаха игры). Ролевая игра – не спортивное соревнование, поэтому потенциальный спонсор сразу же столкнется с непривычной проблемой – лого тип на одежде участников разместить нельзя, а в лагере никто и никогда не разрешит поставить щит или повесить баннер – едва ли в лагере викингов может оказаться уместным призыв пить Кока-Колу или покупать автомобили в кредит. Поэтому рекламодателям, пожелавшим проспонсировать какую-либо игру, придется срочно переходить на более цивилизованный уровень взаимодействия с аудиторией, нежели они привыкли. Любопытно, что в регионах, в отличие от Петербурга и Москвы, рекламодатели и спонсоры отдают себе отчет в том, что реклама должна быть, прежде всего, уместной и потребителя не раздражать.
   «Партия «Единая Россия» оплатила нам часть игры, но ничуть не настаивала на размещении своей рекламы на полигоне, - поясняет Фили. – Они ограничились большой статьей в центральной газете о том, что они нас поддерживают. Ни на каких размещениях в лагере своего флага или лозунгов они не настаивали». Впрочем, ролевое движение развивается, и, возможно, даже столичные власти и рекламодатели когда-нибудь поймут, что делать вид, что его не существует нельзя, и даже – случится чудо – научатся взаимодействовать с «ролевиками». Выиграют от такого взаимодействия все стороны – разумеется, если диалог будет построен цивилизованно, а не в привычном административно-командном стиле.

ИА "Альянс Медиа" по материалам "Rambler.ru"

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"