17.11.2000 10:12:30Одаренный ребенок с креативными способностями
Санкт-Петербург: Конференция "Психология в школе", которая прошла в Педагогическом университете имени Герцена, пролила некоторый свет на особенности наших детей. Мы мало знаем о них. Они выросли непугаными, одетыми в одежду, о которой мы только мечтали. Они не читали того, что обязан был прочесть интеллигентный человек, но легко управляются с компьютером. При этом психические реакции у них тоже другие. Психологи говорят о том, что наши дети уже не воспринимают насилие и жестокость. Они не реагируют на смерть, потому что слишком часто видят ее на экранах телевизоров. Ребенок оказывается беззащитен перед учителем. Родители слишком заняты собой и работой, поэтому ребенок не находит убежища в семье. В такой ситуации возрастает роль школьного психолога - взрослого, которого не надо бояться. На конференции было сказано о том, что школьные психологи перегружены работой. Они не успевают проводить коррекцию трудных детей, потому что вынуждены реагировать на конфликтные ситуации. Психолог все смелее входит в жизнь семьи и в жизнь ребенка. Правда, иногда это не идет на пользу ребенку. Например, элитарные школы увлекаются психологическими тестами, проверяющими готовность к школе семилетнего человека. В эти тесты психологи умудряются включить такие вопросы, на которые даже взрослый не найдет ответа. Например, предлагается назвать органы пищеварения человека. Одна девочка подумала и сказала: "Кастрюля". За такой остроумный ответ ее следовало бы принять в первый класс без экзаменов. Но специалисты бьют и тревогу. Когда, тестируя гимназистов и лицеистов, их спрашивают, о чем они мечтают, те отвечают: "Поспать". В этих школах ребенок перегружен до такой степени, что уже не воспринимает информацию. Дети становятся тревожными, агрессивными, их мучают кошмары. Они боятся получить двойку за контрольную, не сдать экзамен, вылететь из школы. Ребенок не выдерживает такого напряжения, часто болеет. Психологи утверждают: дети нуждаются в тренировке эмоций. Проблемы многих взрослых состоят в том, что они существуют в ситуации эмоционального голода. Эмоции влияют на все психические процессы человека. Потребность в эмоциональных переживаниях так же велика, как и потребность в пище. Поэтому негативные эмоции лучше, чем отсутствие всяких эмоций. И поэтому подросток (да и взрослый) предпочитает скуке алкоголь или наркотики. У детей эмоции прекрасно развиваются программами эстетического воспитания. Гнев, радость, печаль, симпатия, сочувствие - все это можно развивать и корректировать. Например, дети, выступающие за справедливость, хорошо решают логические задачи. Дети, страдающие от скуки, не способны обобщать и решать задачи комбинированные. Меж тем эмоциональная неразвитость наших школьников пугает. Даже четырнадцатилетние не всегда твердо знают, что такое хорошо и что такое плохо. Кое-что из телевизионных программ и социального опыта подводит ребенка к мысли, что добро и зло - это одно и то же. Тесты показывают удручающую картину. Только одна треть детей может быть отнесена к категории благополучных. Есть дети, которые раскрашивают солнце черным цветом. Елена Тулик занимается адаптацией западных тестов на креативность применительно к нашим условиям. Креативность - это далеко не то же самое, что интеллект. В креативном мышлении существует не один правильный ответ, а множество правильных вариантов. Креативность сочетает в себе интеллект и особую структуру личности. В нее входят любознательность, воображение, склонность к риску, умение сочетать несочетаемое. Так вот, Елена Евгеньевна протестировала тысячи детей в Петербурге и провинции. И выяснила множество интересных закономерностей, которые иногда опровергают расхожие штампы. Например, мы считаем, что возможности нашего интеллекта выше, чем, например, у американцев. Ничего подобного. Возможности интеллекта примерно одинаковы. А вот показатели креативности у нас немного ниже. Зато интеллект и креативность у одаренных российских детей выше, чем те же показатели у талантливых американцев. Считается, что дети талантливы почти поголовно, а с возрастом их способности постепенно угасают. Это не совсем так. Такие параметры, как беглость, гибкость и оригинальность мышления, с 1-го по 10-й класс почти не изменяются. А вот вербальные показатели интеллекта растут. Исследования нескольких тысяч детей позволяют сделать такой вывод - наши дети очень талантливы. Но в школе не поощряются самостоятельность и творчество. Достаточно выполнять формальные учительские требования - и заработаешь пятерку. Учителю даже мешают нестандартно мыслящие дети. Поэтому одаренный ребенок с креативными способностями чувствует себя очень неуютно в нашей школе.