16.09.2001 09:00:04Бабушка внуку друг, товарищ и мама
Споры педагогов о вредном вмешательстве бабушек в процесс воспитания ребенка скоро утихнут. Столичным ученым удалось доказать обратное. В Лаборатории психологии способностей Института психологии РАН подготовлена к защите диссертация под названием "Влияние семейной микросреды на способности детей: роль поколений". Впервые серьезный научный труд целиком посвящен бабушкам. В 1998 году автор диссертации, нынешняя аспирантка Института психологии Татьяна Тихомирова, работала обычным учителем начальных классов в частной московской школе. "Как-то я призадумалась, почему ученики могут решать задачи только определенного типа? - рассказывает Татьяна. К примеру, семилетний малыш запросто справлялся с программой пятого класса. Однако ему с трудом давались задания так называемой "повышенной сложности": на смекалку и оригинальность мышления. И наоборот: для некоторых ребятишек школьная наука превращалась в мучение, а хитроумные задачки "не по программе" они щелкали словно орешки". Внимательно присмотревшись к семьям своих подопечных, классная руководительница подметила любопытную закономерность. У детей, растущих под постоянным присмотром родных бабушек, со временем проявляются способности к решению неординарных задач, - с жаром исследователя втолковывает Татьяна. Проще говоря, у бабушкиных любимчиков необычайно развито творческое мышление. Научное подтверждение этому открытию нашлось в обычной школе подмосковного Климовска. К психологическому эксперименту Татьяна привлекла 180 девятилетних мальчишек и девчонок вместе с родителями и бабушками. Уровень интеллектуального развития по тесту Векслера (знаменитый IQ) оказался выше у тех детей, в чьем воспитании активное участие принимают бабушки. Тест на творческое мышление тоже лучше всех выдержали бабушкины любимчики. "Я предложила детям дорисовать картинки, в которые изначально заложен стандартный вариант рисунка, - Татьяна раскладывает на столе исчерченные листы бумаги. Обделенные вниманием бабушек ребята рисовали шаблонные концовки. Их сверстники из "бабушкиной группы" напридумывали фантастические картины. Эти дети напрочь лишены стереотипов мышления. Затем настал черед родителей и бабушек. Воспитательные приемчики взрослых психологи проверяли по специальной шкале лжи. В поте лица родители и старушки корпели над хитрыми вопросиками типа "Есть ли у вас "специальный ремень", на который вы указываете расшалившемуся ребенку?" или "Позволяете ли вы ребенку съесть перед обедом что-нибудь вкусненькое?" С помощью шкалы лжи Татьяна в буквальном смысле вывернула наизнанку семейные отношения взрослых и детей. Сравнение бабушек и родителей оказалось не в пользу последних. "Родители слишком многого хотят от ребенка, а у бабушки требований поменьше, - объясняет Татьяна. Скорее бабушкин стиль общения с внуком либеральный, проще говоря, попустительский, типично бабушкин. У нее почти нет запретов, тем более наказаний. Бабушка всегда считает, что ее внук самый лучший, при этом постоянно его хвалит, даже за "пятерку" по физкультуре. А родители более сдержанны и в похвалах, и в ласках, меньше времени уделяют детям. Даже не обладая педагогическими навыками, бабушки всегда на высоте и, сами того не подозревая, влияют на детей. Понаблюдав за школьниками, аспирантка выяснила, что бабушкины внуки легко справляются со сложными проблемами, требующими работы мысли в разных направлениях. Такие дети умеют легко выбирать верное решение в запутанной ситуации". Проверив коэффициент умственного развития (тот самый IQ) и творческие способности бабушек, психологи убедились, что на 80 процентов чудодейственное влияние бабушек на своих внуков объясняется тем самым либеральным стилем общения. В оставшиеся двадцать процентов "укладываются" образование бабули, ее социальный статус, принадлежность к той или иной географической группе. "Задолго до рождения ребенка у будущих пап и мам складывается определенная модель его воспитания, - говорит Татьяна. Потом эту "жизненную философию" вышибить из родителей почти невозможно. Будущие бабушки не придумывают себе никаких моделей воспитания, - уверена автор диссертации. Они просто ждут самого факта появления на свет ребенка. Родители же выражают через детей свои нереализованные мечты и желания. А бабушки внимательно прислушиваются к желаниям и мечтам самого ребенка". По мнению Татьяны Тихомировой, аспирантки Института психологии РАН, бабушка учит ребенка не бояться высказывать свое мнение и желания. Ведь наиболее творчески развитым растет тот ребенок, у которого близкие люди поддерживают склонность к смелым нестандартным решениям. Нашим бабушкам это с успехом удается. Однако вовсе не значит, что стоит приставить к ребенку бабушку и сразу получится творчески одаренное чадо. Ведь рядом с детьми должны быть не только бабушки, но и родители.