Большинство сотрудников отечественных компаний пребывают в психопатологическом состоянии, что приводит к постоянным ошибкам в работе и понижает эффективность труда. Таков вывод исследования, проведенного Центром социально-психологических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Эксперты утверждают: агрессивный рабочий климат, недостаток отдыха, постоянные переработки и командно-истерический стиль руководства породили массовый невроз в рядах офисных сотрудников. Неврозы офисных работников вызваны не только чрезмерными рабочими обязательствами (работа без выходных и с отпуском 1–2 недели в год), но и командно-истерическим методом руководства. Для этого даже придуман особый термин – «осуществить менеджмент», то есть морально надавить на подчиненных. Прямых экономических последствий от подобной «конструктивной работы», по мнению специалистов ИГСО, нет. Они считают, что уже можно смело говорить о косвенном экономическом ущербе, который вполне может в ближайшее время превратиться в прямой, если страна войдет в полосу мирового финансово-экономического кризиса. Это и увеличение спроса на антидепрессанты, и рост числа заболеваний язвы желудка у офисных служащих (классический симптом невроза). Основным показателем эффективности труда остается в нашей стране текучесть кадров – в крупных компаниях она катастрофически высока. Многие сотрудники, соблазнившись высокими заработками и приличным соцпакетом, не выдерживают напряжения и тяжелого климата в фирмах-гигантах и порой увольняются, не отработав и месяц, утверждают исследователи. В Национальном союзе кадровиков (НСК) объяснили, что большинство российских компаний сейчас находятся на стадии «переходного периода». Корпоративная культура в глобальных компаниях требует особого формата: постоянной смены задач и новых стандартов отчетности. Только для международных гигантов труд без выходных с раннего утра до поздней ночи – нормальная практика, а для россиян это стресс. Выхода у руководителей нет: компания должна работать на рынке даже ценой нарушения психологического состояния служащих, констатируют в НСК. Действительно, об «офисном неврозе» впервые заговорили на Западе, а поговорив, начали что-то делать. В США сейчас едва ли не у каждого работника личный психолог или психотерапевт, а если нет своего, он будет у работодателя. У японцев свои методы, вплоть до чучела начальника «для битья». Как рассказала руководитель отдела партнерских программ НСК Татьяна Голубева, мы в этом отношении отстаем очень сильно. По ее словам, высшее руководство компаний относится к служащим не как к «человеческому капиталу», а как к «рабочему материалу». Необходимые при напряженной работе разгрузочные тренинги не проводятся практически нигде, а должность штатного психолога есть на паре-тройке крупных предприятий, да и то совместных. На Западе огромной популярностью пользуются учебники для менеджеров «Как вести себя с подчиненными», а в нашей стране человеческие отношения в бизнесе пока еще вообще не учитываются, считают психологи. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"