Большинство сотрудников российских компаний страдают неврозами, что приводит к постоянным ошибкам в работе и снижает ее эффективность. К такому выводу пришли специалисты Центра социально-психологических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Эксперты утверждают: массовый офисный невроз вызван агрессивным климатом на работе и бесконечными переработками. Немалую роль играют и "истерические методы руководства". Самым распространенным неврозом традиционно считается астения - "болезнь менеджеров", то есть потеря сил. Страдающие ею "белые воротнички" вынуждены прилагать огромные внутренние усилия, чтобы совершать самые простые действия. Примерно треть случаев приходится на невроз навязчивых состояний и истерический невроз. Первый возникает у служащих в результате постоянного ощущения тревоги, страха потерять место. Истерический невроз - в основном женская проблема. Он выражается в бессознательных симулятивных реакциях на постоянные проблемы, решения которых дама не видит. Далеко не все хорошо и с управленческим персоналом. В России даже существует понятие "осуществить менеджмент", то есть наорать на подчиненных, ничего не объясняя принудить их к механическому исполнению работы. Широкое применение таких методов отчасти объясняется низкой компетенцией многих руководителей. Другой способствующий неврозу фактор - опасение вызвать недовольство начальства, признав свои ошибки или указав на его собственные промахи. К невротическому падению работоспособности ведет и перегрузка сотрудников, и принуждение к переработкам. Во многих компаниях отпуск вопреки закону сокращен до 1-2 недель, а выходной только один. В результате люди просто не успевают отдохнуть, их психика не разгружается от постоянных проблем. Основным показателем эффективности труда остается в нашей стране текучесть кадров - в крупных компаниях она катастрофически высока. Многие сотрудники, соблазнившись заработками или соцпакетом, не выдерживают напряжения и порой увольняются, не отработав и месяца, утверждают исследователи. Официальной статистики офисных неврозов в России нет, но термин "эпидемия" специалисты взяли не с потолка. Это одна из особенностей общественного невроза. В жизни все выглядит приблизительно так: начальник накричал на подчиненного, и через какое-то время нервничает весь отдел. А вернувшись домой, несчастный сотрудник сорвется на домочадцах. Выходит, что мини-диктатор из офиса может "заразить" в среднем 10-15 человек. Выводы ИГСО подтверждает и опрос, проведенный кадровым центром ЮНИТИ . Как выяснилось, 35 процентов служащих вынуждены были в свое время сменить работу из-за постоянных стрессов. Подавляющее большинство сотрудников (85 процентов) считают, что постоянная нервотрепка на работе может привести к болезни (бывало, что несколько дней стресса оборачивались температурой). Испытывают стресс от общения с руководством 63 процента специалистов. По их мнению, это связано с постановкой невыполнимых задач. Недовольны низкой зарплатой при повышенной нагрузке и ненормированном графике 50 процентов. Для Запада понятие "офисный невроз" абсолютно привычно, и методов борьбы с ним придумано множество - от личных психотерапевтов до разгрузочных тренингов. Огромной популярностью пользуются учебники для менеджеров "Как вести себя с подчиненными". У японцев - свои методы, вплоть до чучела начальника. Увы, Россия в этом отношении пока отстает. Высшее руководство компаний нередко относится к служащим как к "рабочему материалу", и даже должность штатного психолога для нашей страны - почти экзотика.