ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
20.05.2008 09:30:05  В России расцвела "офисная дедовщина"

   Сотрудники рекрутинговых агентств предсказывают, что уже в ближайшее время на рынке вакансий может возникнуть дефицит специалистов в области психологии. Так, сотни крупных корпораций, работающих в самых разнообразных сферах, открывают сегодня вакансии штатных психологов. Это связано с тем, что как минимум каждый двадцатый работающий россиянин становился жертвой целенаправленной травли группой коллег. Это так называемый "моббинг", который происходит в стенах каждого пятого офиса, и дестабилизирует обстановку в коллективе, снижает работоспособность сотрудников, ведет к увольнению наиболее ценных кадров и, как следствие, к потере прибыли. По разным данным, жертвами офисных войн становятся от 5 до 20% работающего населения страны. В отличие от офисной войны, которая разгорается внутри коллектива в борьбе за "ресурсы" - зарплаты, должности, премии, моббинг не имеет под собой четко выраженной рациональной основы. "Бесит он всех, вот и все!" -так чаще всего мотивируют свое поведение участники травли.
   Западные психологи составили даже своеобразный рейтинг причин, которые могут превратить обычного сотрудника в жертву моббинга. Настроить коллектив против себя можно, надев слишком откровенный наряд, подчеркнув свое превосходство, не важно какое - возрастное, статусное или внешнее, похваставшись перед коллегами своими успехами или, наоборот, пожаловавшись на то, что дела идут из рук вон плохо. Постоянные просьбы, заигрывание с противоположным полом, странная манера говорить, редкое хобби или вредная привычка - вот те факторы, которые могут стать определяющими при выборе объекта офисной травли.
   Интересно отметить, что вне зависимости от того, в каком коллективе разгорается травля, она всегда проходит по одному и тому же сценарию. Начинается все с того, что участники моббинга, сами того не осознавая, распределяют между собой роли. Обычно их четыре: "сплетник", "скандалист", "казначей" и "критик". "Первый занимается формированием негативного образа жертвы в остальном коллективе. Он запускает за спиной обреченного коллеги сплетни, слухи, трубит на каждом углу о его неудачах и снижает значимость его побед, - рассказал бизнес-консультант компании "Оптимизация" Олег Третьяков. - "Скандалист" идет на открытую конфронтацию с жертвой. Он постоянно устраивает склоки, в которые старается втянуть и объект моббинга, а в ходе перепалки пытается открыто оскорбить его.
   "Казначей" стремится взять под контроль все ресурсы жертвы. Например, он старается стать посредником между "козлом отпущения" и клиентами или начальством. Понятно, что свои посреднические функции он выполняет из рук вон плохо, то там, то тут закладывая ненавистному коллеге мины. "Критик" носит деловую маску. С серьезным видом он постоянно подвергает сомнению любые сентенции жертвы, даже если она настаивает на том, что дважды два - четыре". Жертва чаще всего ведет себя тоже по стандартному сценарию. Она либо начинает переживать из-за травли и старается найти компромисс с остальным коллективом, либо уходит в глухую оборону, пытаясь игнорировать нападки своих коллег.
   Следствием моббинга может быть стресс (он появляется в 76%), паранойя (60%), головные боли (55%), чувство отстраненности (41%), сомнения, стыд и чувство вины (38%). Кроме того, травля на работе приводит к ночным кошмарам (у 49% людей), бессоннице (71%) и рассеянности (71%). У 35% опрошенных значительно изменился вес тела. К тому же в 28% случаев прессинг на рабочем месте провоцирует злоупотребление алкоголем, сигаретами и медикаментами. Немецкие психиатры подсчитали, что моббинг становится причиной почти 10% самоубийств в стране.
   Примечательно, что в 73% случаев жертвами моббинга становятся женщины. Интересно отметить, что гонителями в равной степени могут быть и женщины, и мужчины. При этом чем выше статус или должность сотрудника, тем реже он становится организатором или активным участником моббинга. Офисная дедовщина - явление, характерное прежде всего для среднего звена.

ИА "Альянс Медиа" по материалам "Newsru"

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"