20.11.2000 17:48:18"Я желаю якутской психологии ответственности и уверенности"
В начале ноября в Якутске прошел I республиканский семинар-совещание "Проблемы развития социально-психологических служб в Республике Саха (Якутия)", организованный Министерством по делам молодежи, Комитетом по делам семьи и детства при Президенте РС (Я), государственным учреждением "Центр социально-психологической поддержки молодежи", Министерством образования и Департаментом занятости населения. Завершающим аккордом семинара стал пятидневный тренинг, который провела руководитель дирекции "Повышение квалификации психологов-практиков" Санкт-Петербургского института Тренинга Анна Сущевская. Анна Евгеньевна работает практическим психологом уже десять лет и столько же является членом координационного совета Ассоциации психотерапии и тренинга г. Санкт-Петербурга. - Скажите, разве для того, чтобы стать психотерапевтом, не нужно быть прежде всего медиком? - Дело в том, что, когда ассоциация создавалась, а это было 10 лет назад, психологи, которые прошли соответствующую специализацию, имели право именоваться психотерапевтами. Однако они лишились этого после появления российского закона о психотерапии. Но поскольку на самом деле строгой регуляции деятельности не существует и границы размыты, психологи, которые занимаются психотерапевтическим воздействием, все равно так себя называют. Хотя в официальных инстанциях они могут представляться как психологические консультанты. - Где проходила ваша специализация? - На кафедре психотерапии института имени Бехтерева Санкт-Петербурга в рамках медицинской академии последипломного образования. - Наверное, вы и за рубежом стажировались? - К сожалению, не получилось. С другой стороны, Петербург и сам никогда не был обделен вниманием зарубежных специалистов, которые до сих пор приезжают, ведут семинары, проводят тренинги. В то же время я считаю, что у нас много своих хороших специалистов, поэтому спрос на обучение за границей снижается с каждым годом. Есть просто уважение, основанное на знании, на контактах, на сотрудничестве, и этого вполне хватает. Кроме того, многие программы, которые больше даже касаются не психотерапии, а тренинга как поведенческого метода, перенесенные в российскую реальность в чистом виде, без адаптации, просто не работают. Именно поэтому российские тренеры идут по пути создания собственных авторских программ, учитывающих все особенности российского менталитета. - Москва и Питер - уже не конкуренты. А как насчет сотрудничества с московской школой психологии? Ведь известно, что в стране с давних пор существуют и, можно даже сказать, конкурируют две главные школы - питерская и московская. - Да, исторически получалось так, что они разнились, особенно что касается академической психологии, где подходы, действительно, были основаны на разных идеях и парадигмах. Случались и оппозиция, и конкуренция. Однако в настоящее время мне кажется, что явного противостояния не существует, скорее можно говорить как раз о сотрудничестве: проводятся совместные семинары, организовываются общие проекты, защищаются диссертации и т.д. Происходит интеграция, когда границы, во всяком случае в практической психологии на уровне обычных контактов между профессионалами, стираются, и различия не чувствуются. - Можно ли сказать, что питерской школе ближе практика, в то время как московская более теоретизирована? - Пожалуй, да. Но в то же время первые разработки в области тренинга и первые монографии были написаны в Москве. - Тем не менее, единственный в стране Институт Тренинга появился в Санкт-Петербурге. - Да, ни в каком другом городе страны такого центра нет. Но зато в Москве, например, существует Институт семейной и групповой психотерапии, где много различных программ на психотерапевтические подходы. Мы же делаем основной упор на методические программы для тренеров, помогающие работать в тренинге именно как в поведенческом методе. Скажу больше: с каждым годом количество московских практических психологов, приезжающих к нам, увеличивается в геометрической прогрессии. - Правда ли, чтобы попасть в Институт Тренинга, надо ждать почти два года? - Правда. Однако признаюсь честно: жителям Санкт-Петербурга в этом плане легче - все-таки мы находимся в одном городе. Для них проводятся собеседования, мы с ними знакомимся, а потом отбираем по профессиональным критериям, поскольку далеко не каждый психолог способен быть тренером. Кроме того, мы ищем тех, кто, возможно, будет работать с нами в будущем: стратегия нашего персонала нацелена на взращивание профессионалов в своей среде. Сначала мы их обучаем, потом переводим в режим стажировки и т.д. - То есть ведете. - Именно так. Я считаю, это оправданно, тем более когда дело касается такого тонкого материала, как личность тренера. И к тому же гораздо предпочтительнее, чем взять кого-то "с улицы", пусть даже он будет готовым специалистом, ведь в таком случае мы не можем в полной мере за него отвечать. - Насколько я знаю, вы работаете не только с психологами, но и с организациями. - Мы осуществляем консалтинговые проекты (то, что называется организационным консультированием) и проекты, связанные с обучением персонала этих организаций. - Кстати, о бизнес-тренинге. Он на самом деле настолько жесткий, как о нем говорят? - Видите ли, уровень жесткости ведения тренинга определяется спецификой организации. Если она работает в конкурентной и, следовательно, в жесткой среде, то и уровень воздействия в тренинге должен быть этому адекватен. Это называется "принцип реалистичности тренинговой группы". - Какие еще направления существуют в институте? - Их три: помимо бизнес-направления и повышения квалификации психологов-практиков, о которых говорилось выше, существует еще работа с детьми, подростками и в сфере образования. В рамках третьего направления мы проводим консультации для родителей и круглогодичные развивающие тренинги для детей от 4-х лет до 16 - 17-летних подростков. Также с прошлого лета при институте открылся лагерь "Архитектура будущего", где сочетаются отдых подростка и его развитие. Лагерь имеет большой успех, и родители доверяют нам настолько, что присылают своих детей, даже если живут в других городах. - Почему в названии вашей организации Тренинг - с большой буквы? Потому, что он один? Или то, что вы делаете, настолько велико, что иначе и не назовешь? - Во-первых, потому что на самом деле один, и это вроде как уже имя собственное. Во-вторых, тренинг, действительно, - такая деятельность, которую можно назвать с большой буквы. Она дает человеку в руки новые возможности, новые шансы в жизни. И, собственно, наша миссия - это создание условий для конструктивных изменений людей и организаций. - Для института важно охватить все регионы России? - Когда мы только начинали, проблема с привлечением клиентов существовала, и тогда мы работали на имя. Зато теперь имя работает на нас, и, честно говоря, особой нужды ездить по регионам нет. Сейчас уже мы принимаем решение о сотрудничестве. - Анна Евгеньевна, несмотря на солидную практику, вы до сих пор не кандидат наук. Это - принципиальная позиция? Или вам просто все равно? - С одной стороны, так получилось. С другой, при всем моем уважении к науке и к степеням я считаю, что далеко не всегда научные степени обеспечивают качество работы специалиста. Кроме того, раз мы с самого начала работаем в условиях рынка, то, прежде всего, должны аргументировать не степенями, а тем, что из себя представляешь как профессионал. В конечном счете, сколько ты стоишь, столько и стоишь. - И оценивает это клиент? - Рынок. Никому не интересно, где ты обучался и какие сертификаты, справки и степени имеешь. Важно, что дает твоя работа клиенту. Либо ты доказываешь эффективность своей работы, либо в твоих услугах больше не нуждаются. И в этом смысле рынок всегда прав. - Программы Института Тренинга авторские? - На 90 процентов. Что дает конкурентное преимущество. - Фиксируется ли каким-то образом отдача от тренинга? - Поскольку мы работаем с организациями системно и долго, то, конечно, производим различные замеры по характеристикам деятельности конкретной организации до и после нашего воздействия. И получается, что, к примеру, после консультирования у фирмы возрастает объем продаж продукции. - Всегда ли ваши тренинги в регионах идут своеобразным "паровозиком" к каким-то большим семинарам? - По-разному. В Якутии это получилось именно так. - Каков, на ваш взгляд, уровень якутских психологов? - Я не могу говорить обо всех, но у попавших на тренинг, в целом, достаточно высокий. Группа сильная, хотя, конечно, профессиональный опыт и потенциал неодинаковы. - Можно ли говорить о наличии якутской психологической школы? - Признаюсь честно: я не знаю якутскую академическую школу. Но, судя по тому, как много практических психологов, наверное, можно говорить о том, что практическая психология в республике развивается. - Если вопрос корректен: не возникает ли у тренера проблем при работе с людьми, которые большую часть своей жизни говорят на другом языке? - Это не то что проблема, а особенность ведения тренинга. Тут нужно учитывать, что для некоторых участников тренинга русский язык не является многоупотребимым, и в связи с этим стараться говорить на максимально понятном языке, используя однозначно понимаемые слова. - Учитывая, что после прохождения тренинга вы выдаете обучаемым сертификаты, получается, что, таким образом, вы становитесь за них в ответе? - Безусловно. И гарантируем качество этих специалистов. - Вы следите за судьбой своих учеников в регионах? - Стараемся, насколько это возможно. Более того, со многими мы поддерживаем рабочие, деловые контакты. - Ваши прогнозы на новый век - насколько психология будет востребована? - Я уверена: все, что касается практической психологии и различных направлений, находящихся на стыке психологии и маркетинга, менеджмента, финансовых наук, социологии и т.п., будут востребованы с каждым годом все больше. - Анна Евгеньевна, долог путь до тренера? - Я считаю, да. Ведь, помимо формального образования, здесь необходимы еще опыт, зрелость. Потому что главный инструмент - личность тренера. - Наверное, с этого вопроса следовало бы начать, но лучше поздно, чем никогда: существует ли кодекс чести тренера? - Этика тренера, по большому счету, сводится к главному врачебному постулату: "Не навреди!" - А как может навредить психолог? - Когда вместо того, чтобы вывести человека на путь изменений в его профессиональной и личностной жизни, он этот путь невольно блокирует. - А табу какие-то имеются? - Пожалуй, запрет на какие-либо другие отношения кроме рабочих. Плюс конфиденциальность. Без этого не будет доверия. И, значит, хорошего результата. - И напоследок - пожелание якутским коллегам. - Доверять себе как профессионалам и личностям. В большей степени опираться на собственные внутренние ресурсы. Не бояться ошибок, относиться к ним спокойно, учиться их анализировать и постоянно двигаться вперед. Еще я желаю ответственности и уверенности. Потому что только уверенный человек спокойно идет навстречу своим страхам. И побеждает их.