23.09.2008 12:30:05Россияне не могут и дня провести без телевизора
Телевидение стало обязательным фоном жизни россиян. 72% российских граждан каждый день смотрят телевизор, причем включают его не для просмотра конкретной программы, как было несколько лет назад, а просто для компании. Согласно опросу, проведенному фондом "Общественное мнение", 72% россиян каждый день проводят в компании телевизора, 15% смотрят его 3-5 раз в неделю и 10% - 1-2 раза в неделю и реже. Не смотрят вовсе всего 3% россиян. К слову, в 2003 году телевидение игнорировали 5% респондентов. Сегодня телевидение становится фоном. Большинство россиян включают "ящик", чтобы просто посмотреть и пощелкать каналы, если есть хоть немного свободного времени. Ради любимой программы или фильма телевизор включают только 39% граждан, как правило, это пожилые люди. "Телевидение для большинства людей как протез: оно замещает что-то важное, например соседские отношения, которые вообще ушли в прошлое, большую семью с дедушками, бабушками, к которым надо ходить в гости, и даже друзей. Общение с ними заменяет телевизор, он создает эффект присутствия и заполнения пустоты", - считает ведущий аналитик фонда "Общественное мнение" Лариса Паутова. - С каждым годом эта функция телевидения все больше, так как новые поколения россиян растут вместе с телевизором. Если говорить о содержательной стороне телевидения, то сегодня, как и шесть лет назад, на первое место для российских зрителей выходят информационные программы. Правда, если в 2002 году телевидение как главный источник новостей рассматривали 54% граждан, то сегодня - 44%. "Большую конкуренцию телевизионным новостям составляют Интернет и радио", - объяснила Лариса Паутова. - Однако новости на ТВ традиционно приковывают внимание россиян. Информационные программы делают сегодня довольно качественно и "вкусно", и люди не перестают их смотреть. Треть россиян, как в прошлом, так и сейчас, используют телевидение как средство развлечения. Однако если в 2006-м в качестве самых популярных жанров назывались сериалы и ток-шоу, то сегодня они наряду с рекламой и боевиками относятся к одним из главных раздражителей на ТВ. "Сериалы и разного рода шоу просто надоели россиянам", - считает директор Центра практической психологии Сергей Ключников. - Если несколько лет назад они еще имели эффект новизны и этим были интересны, то сейчас многие от них просто устали. К тому же россияне - довольно умный и образованный народ, а мыльные оперы и многие ток-шоу примитивны, поэтому наши люди стараются искать пищу для ума в других местах. Что смотрят россияне? 72% россиян ежедневно смотрят телевизор 44% россиян выбирают новости 24% россиян предпочитают развлекательные программы 8% россиян включают телевизор ради кино 69% россиян довольны отечественным телевидением 3% россиян вообще не смотрят телевизор.