16.10.2008 09:30:04Ученые выяснили, почему людей тянет танцевать под музыку
Музыка и танец часто воодушевляют нас и приносят удовольствие, заставляющее отдаться ему целиком. Какова биологическая природа этого воодушевления? Нейробиолог из Колумбийского университета Джон Кракуэр попытался объяснить это. Физиологически музыка стимулирует наслаждение, возбуждая участок, называемый орбитофронтальный кортекс, локализованный прямо напротив глаз. Измерив активность нервных клеток этого отдела мозга, можно судить, насколько человек доволен прослушиваемой музыкой. Но параллельно с этим музыка также активирует и мозжечок, участок мозга, ответственный за координацию движений. Но почему же танец все-таки доставляет нам удовольствие? Во-первых, мы чувствительны и движению других тел, и обладаем способностью соотноситься с ним (это видимо было необходимо в охоте, защите, нападении и брачном поведении). Во-вторых, некоторые центры удовольствия вообще связаны с двигательными центрами. В-третьих, музыка создается в воображении через ритмический мыслительный образ и поэтому воспринимается как своеобразная форма движения. Вероятно, слушая музыку, мы кроме восприятия самостоятельной звуковой составляющей, представляем некое движение, и, подстраиваясь под его структуру, включаем заодно и двигательные центры удовольствия. В таком случае, акт танца это удовольствие удваивает. С получением новых представлений в этом вопросе подтверждается, что чувствительный опыт – это также опыт двигательный. Если вы смотрите чей-либо танец, ваш двигательный центр активируется, неосознанно вы планируете и предсказываете, как танцор может двигаться, основываясь на том, как можете двигаться вы. Интересно, что двигательные центры профессиональных танцоров проявляют более высокую активность, когда они смотрят на других танцоров, в сравнении с людьми, которые не танцуют, но также наблюдают танец. Музыка и танцы могут как раз быть очень приятными активаторами этих чувствительных и моторных центров. Музыка может совершенствовать наши двигательные навыки, улучшая нашу координацию, расчет времени и ритмику. Так, например, в бразильском боевом искусстве капоэйре многие боевые движения изучаются и отрабатываются как движения танцевальные, сопровождаемые музыкой. Музыка создает тут ту тонкую черту, переходя которую борьба превращается в искусство танца, а тело из машины убийства превращается в тело танцора.