12.10.2001 08:30:03Можно ли стать гением под гипнозом?
Много соблазнов испытывает современный человек. Особую статью среди них составляют соблазны обрести душевное и телесное здоровье, развить в себе способность писать стихи или рисовать картины, выработать уникальную память и так далее под воздействием самых разнообразных психометодик. Объявления посетить подобные сеансы можно прочитать на каждом столбе. Несмотря на достижения современной науки, человеческий мозг остается самым загадочным объектом. Возможности методик изучения функции головного мозга ограничены. Не существует абсолютно точного соответствия между изменениями в нервной системе, в головном мозгу и теми состояниями, которые мы испытываем, когда думаем, когда восторгаемся или грустим, чувствуем страх или радость. И тем не менее эти чувства (или эмоции) у нас появляются потому, что в системах головного мозга происходят определенные нервные процессы: возбуждение или торможение. При мозговой деятельности в нервных клетках возникают электрические потенциалы, которые с помощью специальной аппаратуры, в частности электроэнцефалографа, можно зарегистрировать и использовать для оценки эмоционального состояния. Когда человек находится в состоянии душевного равновесия (умиротворенного состояния души), у него преобладают электрические мозговые потенциалы с частотой 8-13 Гц. Их называют альфа-ритмом. При этом процессы возбуждения и торможения в головном мозгу гармонизированы, находятся в равновесии. Когда человек начинает решать какую-либо задачу или от него требуется внимание, а также при эмоциональном возбуждении, беспокойстве, настороженности усиливается бета-ритм, то есть электрическая активность мозга высокочастотная - 18-30 Гц. Если человек выполняет усиленную, напряженную работу в дискомфортных состояниях или испытывает озабоченность, страх, то возрастает тета-ритм, так называемая медленноволновая электрическая активность - 4-7 Гц. Этот ритм указывает на снижение активности коры головного мозга, он проявляется в заторможенности, сонливости, в "психическом отупении". Дельта-ритм с частотой 0,5-4 Гц возникает при патологии, заболеваниях головного мозга. Существует также тесная связь между электроэнцефалографическими данными и степенью развития головного мозга, что позволяет давать объективную оценку зрелости мозга у детей и подростков. А обнаружение нарушений развития позволяет своевременно принять лечебно-гигиенические меры. Для ребенка характерна незрелость центральной нервной системы и организма в целом, а значит, нет организованной, слаженной работы головного мозга (характерна электрическая генерализованная медленноволновая активность). Обычно это проявляется в бурных, порой неконтролируемых эмоциях, однако кратковременных и имеющих нестабильный характер. В последнее время в средствах массовой информации, в изданиях сомнительного происхождения широко и подробно освещаются "психологические" методы, техники для пробуждения способностей, улучшения памяти у детей и подростков. В этих "техниках" очень часто смешиваются понятия, связанные с психологией, они порой представляют собой систему научных и паранаучных сведений и фактов. Научность одних бесспорна для всех, других - может подвергаться сомнению. Очень часто используются элементы (врачебных) психотерапевтических методик, в частности "эриксоновский" гипноз с последующим внушением (суггестией). А дети очень легко и быстро входят в состояние гипноза. Наведение гипнотических состояний и феноменов представляет собой прежде всего передачу идей и вызывание у человека цепочек мыслей и ассоциаций, которые в конечном счете приводят к поведенческим реакциям, активируют идеи или представления, уже присутствующие в поле самовнушения человека. Внушение отличается от убеждений прежде всего тем, что информация при нем воспринимается без должной критической обработки. По образному выражению В.М. Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с "парадного хода, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа - критику". Естественно, какие идеи внушаются человеку во время этих состояний, зависит от моральных качеств специалиста, владеющего этой техникой. Внушенные идеи В.М. Бехтерев называл "психическими микробами". "Не подлежит сомнению, - говорил он, - что психический микроб в известных случаях оказывается не менее губительным, нежели физический микроб". Гипнотизер исходит также из того, что каждый человек наделен значительно большими способностями и ресурсами, чем осознает. Сам транс активирует эти ресурсы, во время измененного состояния сознания можно избавить человека от жестких ограничений и тем самым сделать возможной реорганизацию ресурсов человека. В организме есть масса саморегулирующих механизмов, которые начинают работать, если им не мешать, помогая, мобилизуя резервы организма. Бездумное и безграмотное, но эффектное применение тех или иных "психотерапевтических" методов и техник для "пробуждения" способностей у детей и подростков, когда быстро и объемно мобилизуются резервы еще незрелого мозга, приводит не к развитию способностей мыслить, а, наоборот, к угасанию корковых функций головного мозга. Ввиду их истощения и истощения общего уровня резервных возможностей еще не окрепшего и растущего организма доминирующая роль коры сменяется доминированием нижележащих отделов мозга, в норме подчиненных корковым влияниям, и все усилия "специалистов" сводятся к уровню простых инстинктов, безусловных рефлексов. Практикуют эти техники отнюдь не врачи-психотерапевты, а различные парапрофессионалы. Деятельность этих "специалистов" регулируется в лучшем случае их собственными ассоциациями и обществами, ими созданными. Системы здравоохранения не вступают с ними в официальное сотрудничество. В 1996 г. издан приказ МЗ и МП РФ № 245 от 13.06.96 г. "Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия". Н. Бехтерева, академик РАН и РАМН, научный руководитель Института мозга человека РАН, в своей книге "Магия мозга и лабиринты жизни" пишет о том, что вызов к жизни гиперрезервов, то есть срочная единовременная мобилизация всех резервов организма, - это намеренное их истощение, и называет это злым огнем. "Когда от организма требуются уже истраченные резервы - вот тогда и возникают "непробудный" (защитный) сон, эпилептические припадки, психические нарушения..."