Шапку носить, прическу делать (для дам это особенно важно), есть и пить. Некоторые ею думают, некоторые - нет. А зачем голова водителю? Как выяснилось, у человека за рулем функционируют в основном глаза, а мозг "отдыхает", сберегает силы для более важной работы. К любопытному выводу пришли исследователи из корпорации Daimler Chrysler: они полагают, что умственная деятельность идет гораздо интенсивнее у пассажиров, чем у водителей. Вот, оказывается, почему, "отмахав" я 200-300 километров за рулем, бодра как огурчик, а после длительной поездки на пассажирском сиденье чувствую себя выжатой как лимон: просто все это время я интенсивно мыслила о том и о сем и переутомилась. Конечно, не надо думать, что в роли водителей выступают какие-то неразвитые люди, в голове у которых пусто, как в новостройке перед заселением. Когда испытуемый оказывается на месте пассажира, приборы тут же фиксируют повышение мозговой активности. Пока ученые пытаются объяснить этот феномен. Скорее всего, это происходит из-за того, что водитель осуществляет вождение автомобиля как бы автоматически, на основе условных рефлексов. Пассажир же ничего не делает, и ему приходится себя занимать мыслями. Так что автоматизм при вождении автомобиля - это своеобразная защитная реакция организма от перенапряжения и утомления. А чтобы он появился, этот самый автоматизм, его необходимо вырабатывать на практике, то есть непосредственно за рулем автомобиля. Одна женщина как-то сказала, что она никогда не будет водить машину, поскольку не понимает, как можно одновременно давить на педали, крутить рулем, переключать скорости, обгонять, настраивать магнитолу, прикуривать сигарету, вести непринужденный разговор на отвлеченную тему и следить при этом за дорожной ситуацией. Именно такие эмоции охватывают новичка, в первый раз оказавшегося за рулем. Руки, ноги и голова отказываются совершать одновременно разные несогласованные между собой действия. Это тот самый случай, когда плохому танцору все мешает. Как правило, у начинающего водителя в стадии автоматизма находится лишь переключение скоростей в возрастающей последовательности. Но ученик хоть понимает, что он ничего не понимает. Гораздо опаснее - новоиспеченный обладатель водительского удостоверения, причем неважно, приобрел ли он его в честном "поединке" с ГИБДД или просто купил. Простого экзамена недостаточно для того, чтобы подтвердить, что водитель с правами - безопасный водитель. Каждый из новопосвященных в автомобильное братство мнит себя асом или на худой конец просто крутым профессионалом, и разубедить его в этом может серьезное происшествие, либо эта эйфория просто сама проходит с приобретением настоящего опыта. Органы ГИБДД в последние годы бьют тревогу: результаты экзаменов свидетельствуют, что качество обучения водителей снижается. Если в 1996 г. квалификационные экзамены с первого раза сдали 68,0% от общего числа подготовленных водителей, то в 2000 г. - только 65,2%. Специалисты считают, эта ситуация возникла в результате того, что обучающиеся концентрируют все внимание на навыках вождения, отодвигая на второй план теоретический курс. А ведь теория и практика - близнецы-братья. Доскональное знание ПДД - не прихоть сотрудников государственной инспекции, а реальная необходимость, без которой на дорогах наступил бы полный хаос (т.к. изрядная часть водителей имеет сегодня о правилах весьма отдаленное представление, ситуация близится к этому самому хаосу). Если знание правил доведено водителем до автоматизма, то он застрахован от попадания в большинство аварийных ситуаций. Несмотря на то, что ПДД все еще далеки от идеала, они обладают внушительной внутренней логикой, и для выживания на современной дороге необходимо помнить их чуть ли не на рефлекторном уровне. Водитель во многом определяет эффективность работы автомобильного транспорта и безопасность дорожного движения. Возрастающая сложность движения предъявляет повышенные требования к надежности и профессиональной пригодности водителя. Основная доля ДТП совершается водителями со стажем менее 3 лет, в том числе 20% - со стажем до 1 года. Но опыт - дело наживное, и с годами он приходит, хотите вы этого или нет. А вот здоровье и молодость, к сожалению, с годами уходят безвозвратно. Острота зрения, скорость реакции и выносливость организма снижаются с возрастом на порядок. Опыт опытом, а вот пресловутая умственная деятельность, с которой мы начинали разговор, становится все хуже и хуже. И хотя мозги для водителя - не главное (как мы уже выяснили), когда они отказывают, добром дело не кончится. На "диком Западе" практикуется переаттестация пожилых водителей, то есть усовершенствованное тестирование водителей как условие продления действия прав вождения. При этом выяснилось, что те, кто с наибольшей вероятностью могут попасть в аварию, проходят пешком меньше квартала в день или имеют проблемы с ногами, сердцем и легкими. Так что пожилые водители, как и новички, представляют потенциальную опасность для других участников движения. А про болезни легких я вспомнила вот в какой связи. В крупных городах, к числу которых относится Москва, очень неблагоприятная экологическая ситуация. Учитывая, что движущийся транспорт непрерывно поднимает в воздух взвешенные вещества и выделяет выхлопные газы (не очищаемые в России катализаторами, в отличие от большинства развитых стран), не удивительно, что их концентрация на дорогах превышает среднюю в 3-10 раз. Кстати, сами средние концентрации превышают предельно допустимые: по взвешенным веществам - в 3-5 раз, парам топлива - в 20-80 раз, бензолу, толуолу - в 2-7 раз, окислам азота и углерода - в 5-25 раз. Неудивительно, что у водителей и пассажиров уменьшается концентрация внимания, быстро появляется чувство усталости, снижается умственная деятельность, появляется апатия, ослабляется работоспособность и усиливается раздражительность. Санитарные службы признают, что воздух на автострадах губителен для здоровья. Например, в Москве, по прогнозу специалистов, в ближайшие 10 лет из-за смога, на 90% вызванного автотранспортом, может умереть 1 млн. человек - в основном автомобилисты. И это только воздух! Что уж говорить о других природных факторах. Скоро все вымрем как мамонты, причем вымирание начнется с водителей. По заявлению ученых, даже самые незначительные колебания давления влияют на умственную деятельность и физическое состояние человека. В связи с этим медики с недавнего времени стали рекомендовать тем людям, чья работа связана с большими нагрузками и высокой ответственностью, не заниматься никакими важными делами в дни, когда наблюдаются какие-либо природные аномалии. Нужно сидеть дома или пользоваться общественным транспортом. В свете всего вышесказанного модель идеального московского водителя представляется мне таковой: молодой, но не слишком; опытный, но не старый; с железным здоровьем и головой, не подверженной стрессам и проблемам. Эдакий "лимонадный Джо" московских изогнутых улиц. За неимением всех вышеперечисленный свойств и качеств садиться за руль запрещается пугливым как газель дамам, престарелым и заслуженным пенсионерам старше 70 лет, робким новичкам, а также астматикам и сердечникам. Если представить себе на минуту, что все указанные граждане исчезли с наших магистралей вместе со своими автомобилями, то движение в городе будет как в начале 60-х, то есть два автомобиля в час. Вот бы хоть во сне на такое посмотреть!