Использование в школе ноутбуков не повышает успеваемость учащихся, а в некоторых случаях может даже снижать ее, выяснилось из исследования ученых Тартуского университета. Организаторы исследования, проводимого по заказу целевого учреждения Tiigrihüpe, на один учебный год раздали ноутбуки учащимся восьмых классов пяти общеобразовательных школ. В исследовании использовались анкетные опросы, интервью и обзор уроков, кроме того, была задействована компьютерная программа, позволяющая круглосуточно фиксировать, чем и когда занимался ученик на своем ноутбуке. Результаты исследования вряд ли порадуют компьютерных оптимистов. Из отчета следует, что чаще всего дети использовали ноутбуки просто чтобы шарить по Интернету, на втором месте были игры, общение в чатах и только после этого - использование учебных компьютерных программ. Правда, как заметила один из авторов исследования Пирет Луйк с факультета образования Тартуского университета, иногда и посещение блога преподавателя по языку или общение в MSN на другом языке может носить обучающий характер. Однако использование ноутбуков никак не повысило успеваемость учащихся. Исследователи сравнили оценки за учебный год, проведенный с ноутбуками (2008/2009), с результатами предыдущего учебного года, где ноутбуки не применялись (2007/2008). Так, например, оценки по иностранному языку за первую четверть года без ноутбука были выше, чем в предыдущем учебном году, однако при этом общая успеваемость за период использования ноутбуков существенно снизилась, утверждается в исследовании. В изучении с помощью компьютеров второго иностранного языка учащиеся также не достигли особых успехов, по сравнению с теми результатами, когда ноутбуки не применялись. Оценки по математике за две первые четверти, когда использовались ноутбуки, сильно не изменились, однако затем начали снижаться. Тем не менее, использование компьютеров заметно повысило успеваемость по искусству и в некоторой степени по географии. Оценки по труду и рукоделию в начале проекта начали было снижаться, однако после первой четверти стали вновь улучшаться. На успеваемость по истории и эстонскому языку компьютеризация влияния не оказала. Пирет Луйк отметила, что снижение успеваемости все-таки нельзя связывать только с использованием компьютеров. В исследовании сравнивается также успеваемость учащихся в 7-м и 8-м классах, и, например, программа по математике в 8-м классе была значительно сложнее, чем в 7-м. «У нас принято придавать слишком большое значение оценкам, - указывает Луйк на то, что оценки не всегда и не в полной мере отражают успешность ученика. - Использование ноутбуков дало позитивные результаты в тех сферах, которые не оцениваются: повысилась самостоятельность учащихся, возросла их уверенность в себе». При этом общение с учителем все больше сводилось к электронной переписке, точно так же, как между собой учащиеся общались больше в чатах. Это повлекло снижение значимости школьной дисциплины в глазах учеников, а у учителей возникали проблемы с теми детьми, которые на уроках занимались посторонними делами с ноутбуками. Поскольку в обучающих целях учителя давали домашние задания по составлению различных презентаций, учебная нагрузка учащихся в связи с этим возросла - например, один из учеников готовил свою презентацию до двух ночи. У учащихся оставалось меньше времени для общения в семье, прогулок и чтения, им было тяжело носить с собой компьютер в школу и находить ему место на парте среди учебников и тетрадей. В итоге, восторг учащихся от возможности пользоваться компьютером в течение года уменьшился катастрофически.