В нашей повседневной жизни мы постоянно спрашиваем чьего-либо совета или же даем советы сами. Мы спрашиваем у наших друзей, какой фильм стоит посмотреть, рекомендуем друг другу спортзалы, кафе, интересные книги, сайты и многое другое. А задумывались ли Вы когда-нибудь, насколько эффективны те советы, которые даете вы? Согласно исследованиям, проведенным Ришадом Далалом (Reeshad Dalal) и Сильвией Боначио (Silvia Bonaccio) из Университета Джорджа Мейсона (George Mason University), существует 4 вида советов, которые по-разному влияют на процесс принятия решений. Рекомендация сделать что-либо; Рекомендация не делать что-либо; Информация, ранее не известная человеку, принимающему решение; Совет, не дающий конкретных рекомендаций, а описывающий метод достижения цели (примером может послужить всем известная пословица "Хочешь накормить человека - дай ему удочку, а не рыбу"). В процессе исследования студентам колледжа предложили ситуацию, в которой им необходимо было принять решение, а именнощ - выбрать будущую профессию. Участникам давали различные советы, после чего спросили, какие именно рекомендации оказались самыми полезными и ценными. Согласно результатам исследования, все советы были в какой-либо мере полезными. Однако наиболее эффективными оказались советы, принадлежащие к третьему типу. Ученые назвали несколько причин, почему именно эта информация оказалась самой ценной. Во-первых, когда человеку конкретно советуют делать что-либо или нет, он чувствует себя зависимым и ограниченным, что отрицательно сказывается на его самооценке. Во-вторых, человек может использовать полученную информацию в будущем, при принятии подобного решения. Кроме того, получая конкретную информацию, а не рекомендацию, люди чувствуют уверенность в собственном выборе. Таким образом, давая человеку необходимую информацию, а, не навязывая ему свое мнение, вы оказываете действительно неоценимую услугу.