ДЕЛОВЫЕ ТЕСТЫ
www.businesstest.ru
26.11.2001 10:00:04  Проблемы бизнес-леди

   Проблемы бизнес-леди обществу интересны. Большое количество денег привлекает к себе внимание и раздражает. Многим хочется верить, что эти богатые, "тоже плачут", что у них есть масса проблем. А все только потому, что на бизнес-леди просто невозможно не обращать внимания: они социально активны. Между тем, скажем, преподавательница музыки или инженер в Институте - не менее интересный объект для внимания психологов. И от бизнес-леди их отличает только отсутствие мелких специфических проблем. Поэтому правильнее было бы говорить о проблемах профессионально ориентированных женщин вообще, то есть женщин, которые отдают множество времени и идентифицируют себя со своей деятельностью. Ведь и у владелицы своего предприятия, и у учительницы в школе есть определенный спектр общих проблем: работа, если женщина относится к ней серьезно, отнимает у нее большое количество сил, мыслей, творческого потенциала, времени. И, соответственно, все проблемы, с которыми сталкиваются профессионально ориентированные женщины, можно условно разделить на "рабочие" и "личные".
   "Рабочие". 1. "Как не стать трудоголиком?" Главная проблема для работающей женщины. В эту глобальную тему входит и вопрос: "А становиться ли?" С одной стороны, это, пожалуй, наиболее безопасная из зависимостей - она порождает уверенность в себе, жажду жизни, позволяет женщине чувствовать себя незаурядной личностью. Но, с другой стороны, "трудоголизм" ведет к ущербности остальных сторон жизни, прежде всего - личной, ведет к стрессам, перенапряжениям, ощущению несвободы и дискомфорта от этой зависимости. Как правило, в результате индивидуальной или групповой работы с проблемой "трудоголизма" психологи обнаруживают, что за ней прячутся совсем другие - личные проблемы. Найти причину "трудоголизма", зависимости от работы - это важная задача для профессионально ориентированной женщины, для бизнес-леди. 2. "Игра на чужом поле". Вторая важная проблема - неравные стартовые условия в бизнесе для мужчин и женщин. Она до сих пор актуальна в нашей все еще патриархальной культуре. Считается, что бизнес - дело мужское, что женщины не способны руководить, что быть лидером - не женское дело. В результате, для того, чтобы женщине получить равное с мужчиной уважение, ей нужно затратить усилий не столько, сколько мужчине, а в 2,5 раза больше. Это порождает свои психологические проблемы. И, как правило, опять же не только рабочие (сложность проведения переговоров, конфликтность, агрессивность женщин в бизнесе), но и личные. Одна владелица брачного агентства жаловалась: "Очень трудно работать с бизнес-леди! Они думают, что если они заплатили в агентство некую сумму, если у них есть определенные деньги, то уже ничего делать им самим не надо!" И, к сожалению, это грустная правда: женщины выполняют ту же работу, что и мужчины, с тем же успешным результатом. Коль уж они владелицы собственных предприятий или большие начальницы и из-за этих занятий они впитали в себя традиционную мужскую роль, вернее, худшее из этой роли, они ожидают от мужчин того же поведения, которое ожидают состоятельные мужчины от девочек: ждут, что все их будут обслуживать, так как у них есть деньги.
   Рассказанная выше ситуация и масса других являются результатом возникающего у женщин "ролевого конфликта". Существует как бы общеизвестное мнение, что чем бы женщина ни занималась, она должна оставаться женственной и очаровательной. И когда ей просто по условиям бизнеса приходится быть не очаровательной, начинаются высказывания типа: "Ну что вы от нее хотите - она же сутками вкалывает!" 3. "В хозяйстве все должно быть в порядке!" У многих женщин в силу воспитания и традиций существует установка, что у правильной женщины в квартире должна быть чистота, запас чистого белья, продуктов, ребенок должен быть здоров. К этой установке добавляется "советское чувство долга" - семье, государству. И вот у женщины возникает ощущение, что все течет мимо нее, жизнь неуправляема. Да, женщина действительно социально обучена отвечать за множество мелочей. Но эта перфекционистская установка часто переносится женщинами и на работу. Степень обеспокоенности становится выше, чем надо, так как в любом деле есть вещи, которые не подконтрольны одному человеку. Из-за стремления держать под контролем абсолютно все женщинам гораздо сложнее на работе делегировать полномочия. Перестройка и осознание того, что есть вещи, о которых нужно беспокоиться не самой, требуют больших усилий. Более того: этому просто нужно учиться, если есть такая возможность, и для этого существуют специальные тренинги.
   Какую же опасность таит в себе стремление "сделать все лучше всех"? Постоянное стрессовое состояние женщины-руководителя как минимум. Кроме того, это совершенно явно вредит работе: не успевая за всем уследить, но не отдавая руководство подчиненным, женщина проигрывает в бизнесе! В западной культуре эта проблема тоже существует. Создан даже психологический термин "комплекс суперженщины": идеальная мать, дочь, жена, хозяйка, начальник. Желание достичь высоких результатов во всем и сразу - не очень здоровая потребность. Нужно умение где-то сказать себе "стоп" или "я сделаю это так, как делаю Я", развить в себе, если можно так сказать, здоровый пофигизм! И главное умение, которое надо развивать, не умение "прыгать как можно выше", а умение самой устанавливать планку! А в разумных пределах женское внимание к мелочам и стремление к совершенству - не минус, а плюс бизнес-леди. И довольно скоро всем придется привыкнуть, что есть работы, где женщины, в силу такого стремления контролировать мелочи, будут успешнее мужчин: например, работа в туристических фирмах или с недвижимостью, решение многих финансовых вопросов.
   "Личные". Личные проблемы бизнес-леди бывают такие же, как и у их "домашних" подруг. Это семейные проблемы, проблемы непонимания с детьми, неудовлетворенность собой, одиночество. Но в силу занятости и нехватки эмоциональных сил для общения с близкими у них эти проблемы особенно обостряются. Дети, на которых не хватает времени, мужья, которым требуется излить душу, а вместо этого они вынуждены в лучшем случае коротать время у телевизора, а в худшем - выслушивать жалобы на работу от жены. Кроме того, не нужно сбрасывать со счетов самолюбие мужей - не всякий мужчина спокойно перенесет, когда рядом сильная, независимая, обеспеченная женщина. В результате - проблемы в семье. А ведь они неизбежно отражаются на ведении бизнеса. Но у тех, у кого семьи нет, ситуация не лучше. Бизнес-леди не так-то просто вступить в брак - новый или первый. Часто это сопряжено с неуверенностью в себе: они не воспринимают себя как привлекательных женщин, зная, подозревая, что мужчины видят в них лишь партнера по бизнесу. В результате они не умеют себя преподнести, не владеют чисто женскими способами общения с мужчинами - и опять мы возвращаемся к проблеме "ролевого конфликта": они ведут себя, как мужчины, одеваются, как мужчины, и думают, как мужчины. Такая потеря идентификации бывает очень мучительна. И с ней также необходимо отдельно или в группах работать. Но даже если мы говорим о классическом типе бизнес-леди - о женщинах, знающих себе цену: смелых, решительных, эффектных, привыкших общаться с мужчинами на равных, - у них тоже не все так легко! Подумайте, какие мужчины могут соответствовать им? Современные дух и норма предпринимательства - молодая, опасная субкультура. Она окрашена отчетливым привкусом подростковых явлений: резкое деление на чужих и своих, агрессивность, ориентир на получение результата "сейчас". Это создает проблемы и в работе, и в личной жизни: успешной женщине сложно встретить "взрослого" мужчину. Их, по-настоящему взрослых, способных отвечать за все свои поступки, заботиться о ближнем, подставить сильное плечо, и так-то немного, а в среде "подростковых" женщин и подавно. Другой тип мужчин, которые могут оказаться рядом (и часто оказываются), "маменькины сыночки". А нужны ли бизнес-леди "сыновья"? Если с помощью психолога изменить внутреннюю порочную установку - традиционную, к сожалению, для нашей культуры, когда женщина занимает по отношению к партнеру позицию матери, удивительным образом меняется круг потенциальных партнеров женщин. Другая проблема: мужчинам сложно принять, что женщина умеет, может, знает не меньше, чем они. Вот и получается, что, с одной стороны, бизнес-леди пытаются искать себе спутника жизни среди бизнесменов, тяготеют к социально близким кругам, а с другой - в своей среде нашим успешным женщинам не на что рассчитывать! Кроме того, многие успешные женщины и не хотят устанавливать долгосрочные близкие отношения с мужчинами бизнес-круга. Они хорошо себе представляют ту норму обращения к женам и подругам, которая установилась в среде наших бизнесменов, и она их не устраивает. Поэтому опять же часто женщины принимают "мужской" вариант решения вопроса. Типичный пример - ответ некой бизнес-леди на вопрос, как она проводит свободное время: "Как? Природа, собаки, мужчины..." В этом ответе не было обесценивания, но для этой дамы мужчины занимают ту же нишу, которую занимают женщины у ее коллег, - "отдых воина". Как правило, многие бизнес-леди имеют опыт "традиционного" решения проблемы: у них позади традиционная семья, где они были женой, готовящей обеды и ждущей мужа. И они не готовы возвращаться в уже пройденную нишу, а новой пока нет. Другая сторона проблемы одиночества - боязнь женщины потерять свою свободу. У женщин успешных возникают большие проблемы, когда кто-то пытается контролировать их жизнь. Вот пример: успешная женщина завела роман. И скорбит, что его, видимо, придется прекращать: "Все замечательно! Но он говорит, что повезет меня на Канары. А я говорю: "Во-первых, что значит: "Я тебя повезу?!" Я сама поеду! Во-вторых, в эти числа у меня как раз сдача нескольких новых проектов. А в-третьих, как это можно так распоряжаться моим временем?!" Здесь налицо стремление к самостоятельности принятия решений и к равноправию с мужчиной. А также отчетливое понимание, что своим бизнесом распоряжается только она сама, следовательно, она не может, сославшись даже на самые уважительные причины, поехать в отпуск: это ее предприятие, это ее дело, ее детище. Когда женщина борется за свою самостоятельность, ей необходимо помнить о физиологических особенностях: какой бы она крутой ни была, она женщина и самостоятельной и независимой ей тоже надо учиться становиться по-женски. С проблемами личной свободы, личной защиты бизнес-леди учатся справляться, но порой от безвыходности весьма нетрадиционными способами. Так, одна клиентка жаловалась, что узнала об измене мужа. На вопрос: "И что ты сделала? Разобралась с той женщиной?" она ответила: "Нет, я открыла отдельный счет в банке!" Если принять тезис, что "на свете счастья нет, но есть покой и воля", главной проблемой профессионально ориентированных женщин является то, что у них нет покоя. Воли у них больше, чем у жены в тапочках. Но мы должны особо отметить, что среди деловых женщин не больше несчастных, чем среди неделовых. Преимущество бизнес-леди - в их умении и стремлении решать свои проблемы, в том числе финансовые. Женщина, которая понимает, что она запуталась в собственной жизни, что ей нужен советчик, делает правильный выбор, отправляясь на индивидуальную консультацию к хорошему психологу либо в одну из психологических групп. Там, пользуясь подсказками профессионального психолога или таких же, как она, женщин, бизнес-леди может многое понять в своей жизни. А поняв, - сама изменить то, что ее не устраивает, не дожидаясь, когда это сделают мужчины или произойдет, как в сказке, само собой. Все проблемы, с которыми наше общество столкнулось только что, были пройдены женщинами на Западе. Они давно прошли "школу выживания" в мире, где господствуют мужские ценности. Большую помощь в этом оказали женские группы личностного роста и индивидуальные консультанты. В западной культуре стало нормой, что у успешных женщин есть свой психолог, так же как свой парикмахер или дантист. Второй по частоте темой обсуждения в светских разговорах бизнес-леди является тема личностного роста. Это и неудивительно: если нам нужно что-то исправить в доме, мы зовем специалиста - электрика, сантехника, если болят зубы, мы идем к дантисту. Если же у человека есть ощущение некомфортности в жизни, желание что-то изменить, решить свою проблему - есть способ это исправить. Западные женщины это уже знают, русские - начинают узнавать. Но здесь есть пока одна проблема, которая касается, к сожалению, нас, психологов: многие женщины приходят к нам после психологов-недоучек, непрофессионалов и честно признаются, что, если бы случайно не попали к нам, они бы считали, что психологи им помочь не могут. Если вы решили заняться собой, своими проблемами - тщательно выбирайте специалиста, к которому обращаетесь, иначе вы можете получить не помощь, а дополнительные проблемы. Про первое поколение западных бизнес-леди говорят, что они много принесли в жертву, так как боролись с огромным сопротивлением среды. Первое поколение всегда страдает, так как оно прорубает просеку. Думается, что так же, как это случилось на Западе, следующее поколение найдет разумный баланс между личной жизнью и работой, между мужчинами и женщинами в бизнесе, найдет свое место в жизни. Большинство бизнес-леди на вопрос, выбрали бы они что-то другое, если б начали сначала, долго думают, но потом говорят: "Я бы много сделала по-другому, но в целом - нет!" А это значит, что в целом - они могут и должны быть счастливыми.

ИА "Альянс Медиа" по материалам "Красота и здоровье"

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2000 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"