01.12.2001 09:00:05Дефицит родительской любви приводит к суициду
Так считают специалисты республиканской клинической психиатрической больницы (РКПБ), занимающиеся проблемой детских и подростковых самоубийств Тема давно стала актуальной. Пик подросткового суицида пришелся на 1995-1997 годы и был вызван, по мнению медиков, резким изменением условий жизни. Рост безработицы, экономические коллапсы, потрясшие взрослое население страны, отразились и на детской психике. Дети стали своего рода индикатором состояния нашего общества. И этот индикатор сигнализирует: нынешняя ситуация близка к катастрофе. Судите сами. Мировой пороговый показатель - 20 случаев самоубийств на 100 тысяч населения, в Удмуртии эта цифра составляет в среднем 70 случаев. Основная группа риска - подростки в возрасте от 15 до 17 лет. Самыми распространенными поводами для наложения на себя рук являются семейные конфликты, конфликты со сверстниками, с законом, любовные. Главный детский психиатр Министерства здравоохранения УР Маргарита Задворнова основной причиной фатальных настроений молодежи называет депрессию. Незанятость, острое чувство одиночества проявляются в виде протестного, оппозиционного настроения, конфликта с окружающими, поиска путей выхода из него через наркотики, алкоголь, токсикоманию, смерть. По словам врача-психотерапевта Валерия Васильева, попыток самоубийства среди подростков в 5-8 раз больше, чем завершенных суицидов. В чем же первопричина, ввергающая детей в депрессию, доводящую их до последней черты? Заведующий диспансерным отделением, кандидат медицинских наук Александр Лазебник считает, что многое зависит от качества воспитания, от того, достаточно ли внимания и любви получает ребенок внутри семьи. Принято выделять пять доминирующих воспитательных стратегий, разрушительно действующих на психику ребенка. В семьях алкоголиков достаточно распространена система наказаний. Ситуация настолько же печальна, насколько проста. Как правило, в трезвом виде родители практически не вспоминают о своем чаде, но едва в их организм попадает алкоголь, отцовские или материнские чувства невероятно обостряются, появляется пьяный интерес, например, к успеваемости отпрыска. Нередко плохая отметка в дневнике сурово карается, вплоть до нанесения побоев. Подобная система наказаний приводит к разрушению личности ребенка, чувству безысходности, избежать которого можно только посредством смерти. К такому же результату может привести и противоположная по сути система воспитания, когда ребенок настолько окружен вниманием, что любой его шаг контролируется домашними. Чрезмерная забота превращается в тотальный надзор и приводит к подавлению воли. Для детей из таких семей самоубийство - единственная возможность вырваться из-под прессинга родственников, обрести "свободу". Большинство детей, стоящих на грани суицида, воспринимают смерть как обратимое явление, нечто вроде игры, способа наказания родителей. Безнадзорность, когда ребенок предоставлен самому себе, также может привести к трагедии. Излишняя свобода - не самый лучший вариант воспитания. Существует и такой фактор, как эмоциональная отверженность. Погруженные в свои проблемы родители ограничиваются внешним проявлением заботы о своем чаде. Его внутренний мир выпадает из их поля зрения. Обеспечивая сына или дочь необходимыми материальными ценностями, они не могут заполнить психологический и духовный вакуум ребенка. И наконец, причиной суицида может стать такое явление, как "социальное сиротство". Социальные сироты - это молодое поколение, находящееся под опекой детских домов, домов-интернатов, словом, тех заведений, где находят приют дети, родители которых лишены родительских прав. А воспитание в таких учреждениях не всегда способствует полноценному развитию личности и оптимистичным настроениям. Здесь идут конфликты и со сверстниками, и со старшими коллегами, и с педагогическим составом. Еще свеж в памяти случай, имевший место в одной из школ: из-за возникшего спора учитель поднял руку на ребенка, после чего последний повесился, не найдя поддержки у близких людей. Для разрешения возникающих в учебных заведениях конфликтов был создан институт школьных психологов. Однако, как отметила Маргарита Задворнова, на практике оказалось, что новые штатные единицы не готовы к этому, а это говорит о явных пробелах в программе их подготовки. Порой доходит до парадоксов. Прием школьников психолог проводит непосредственно в учительской или в кабинете завуча. Нет смысла объяснять, что обстановка там отнюдь не способствует разговору начистоту. Следовательно, и понять, что творится в душе ребенка, не представляется возможным. Отсутствие "последней соломинки" приводит его к трагическому решению. Факт самоубийства страшен еще и тем, что за ним могут последовать попытки суицида среди одноклассников погибшего, его друзей, знакомых, в силу присущей подросткам реакции подражания. Специалисты РКПБ вспоминают, что в 1995 году в одной из школ было зафиксировано пять попыток самоубийства среди школьников, захотевших повторить путь повесившегося товарища. Такое желание может возникнуть у ребенка и на примере родственников, либо покончивших жизнь самоубийством, либо делавших такую попытку. Как определить, что мысли вашего сына или дочери заняты нездоровой темой? Александр Лазебник советует пристальнее приглядеться к ребенку, обратить внимание на его внутренний мир. Известно, что перед воплощением ужасного плана в жизнь ребенок погружается в грустное, печальное состояние, появляются мотивы смерти в играх, рисунках. До 60-80 процентов детей перед совершением самоубийства говорили о своем намерении друзьям, родственникам. Это своего рода крик о помощи, последняя надежда на то, что взрослые обратят на них внимание. Но, как правило, в большинстве случаев домашние реагируют на подобные заявления как на шутку, каприз, своего рода шантаж. Часто в личных вещах подростка, готовящегося к суициду, можно найти предсмертные записки. Наткнуться на таблетки, которые ребенок копит к предстоящему акту. Кстати, из-за незнания фармакологии зачастую попытки самоубийства заканчиваются инвалидностью. Вообще, надо заметить, что дети до 14 лет в качестве инструмента исполнения собственного приговора используют самые невероятные способы. Известен факт, когда ребенок пытался отравиться, поедая землю. Другой неудавшийся самоубийца бился головой о бетонную стену, третий ходил босиком по снегу в надежде заболеть и умереть. Как бы там ни было, любой случай неадекватного поведения ребенка пропускать мимо внимания не следует. Проблема детских и подростковых суицидов требует незамедлительного решения. Вместе с демографическим кризисом, наблюдаемым в России, ситуация с самоубийствами в среде подрастающего поколения наводит на весьма неоптимистичные мысли. По мнению Валерия Васильева, необходимы кабинеты социально-психологической помощи в каждом районе города, телефоны доверия, кризисный стационар, специализированные кабинеты при психоневрологических диспансерах. А мы из всех этих подразделений имеем разве что телефон доверия да суицидологический кабинет в РКПБ. Маргарита Задворнова заметила, что еще в 1991 году специалисты обращались к руководству республики с просьбой помочь в создании детско-подросткового психотерапевтического центра. Республиканских медиков поддержал и главный терапевт Министерства здравоохранения России, направив в Правительство УР письмо. Однако никакого ответа медработники так и не получили. А депрессии среди детей и подростков тем временем становятся все более частым явлением.