16.10.2014 15:52:53Перспективы кинобизнеса в России
Профессиональные инвестиции в российский кинематограф всё еще остаются одним из самых редких видов инвестирования. Пока в двух главных кинематографических центрах мира (Голливуде и Болливуде) бизнесмены получают огромные доходы от производства фильмов, российские финансисты предпочитают вкладываться в другие секторы экономики. К примеру, на площадке href="http://bulushoff.com/ch/ можно купить готовый бизнес в любой сфере, но кинематограф встречается здесь очень редко.
Финансирование кинопроизводства частным бизнесом в России является в большей степени благотворительностью или дорогим хобби для состоятельных людей, нежели попыткой заработать.
Еще не так давно, в начале прошлого десятилетия, в отечественном кино наблюдался определенный бум инвестирования, который, однако, сошел на нет с началом глобального экономического кризиса и так и не восстановился по сей день. Окончание «тучных нулевых» с их сверхприбылями окончательно отбило желание вкладываться в кинобизнес после того, как за время бума производство фильмов принесло отечественным инвесторам в общей сложности порядка трехсот миллионов долларов убытков.
Сегодня одним из немногих успешных инвестфондов в кинематографе является закрытый паевой инвестиционный фонд «Тройка диалог – 3D кино», основанный три года назад. Стартовым проектом был мультфильм «Смешарики. Начало», на который было потрачено более одиннадцати миллионов долларов. И хотя в прокате удалось собрать всего восемь с лишним миллионов, вкладчики ожидают далдьнейших поступлений от продажи мультфильма телеканалам и зарубежным прокатчикам.
Другие, более ранние попытки создать подобные инвестфонды для финансирования кино в России оказались еще менее успешными. А между тем на Западе киноиндустрия очень тесно связана с инвестфондами, в которых давным-давно отработана система возврата инвестиций и просчитаны все риски.
Западные киностудии хеджируют риски, привлекая частных инвесторов для финансирования крупных проектов. При этом частный капитал охотно идет на подобные сделки. Пример с «Аватаром» Камерона объясняет, почему. Затратив на производство киноленты почти 240 млн. долларов и еще 150 млн. на рекламу, кинокомпания и вкладчики двух частных фондов в итоге заработали более 2 млрд. долларов.
При этом в США кинопроизводство относится к категории инвестиций с низкими рисками, поскольку большинство фильмов находит своего покупателя еще на стадии съемок. Инвестиционные фонды, работающие с Голливудом, приносят от 7 до 30% прибыли в год.
Примечательно, что российские инвесторы тоже вкладываются в голливудские проекты. Из недавних примеров можно вспомнить известного украинско-российского продюсера Александра Роднянского, который два года назад участвовал в создании инвестиционного фонда с бюджетом в 120 млн. долл. для финансирования съёмок полнометражных фильмов в Соединенных Штатах. Помимо российских денег в фонде также присутствует капитал американских, арабских и европейских участников. Александр Роднянский уверен, что каждая лента будет приносить фонду около десяти процентов прибыли.
Почему фонд решили ориентироваться на киноиндустрию США? Да потому, что она предсказуема и понятна. А вот вкладываться в наше кино фонд Роднянского пока не планирует. И тому есть причины. Наши фильмы практически не имеют никаких шансов выйти в международный прокат, тогда как объем собственного кинорынка в России недостаточен для того, чтобы приносить большую прибыль. Большинство фильмов и вовсе убыточны.
Показательна статистика за 2012 год. В зарубежный прокат вышли три российские киноленты, собравшие в итоге чуть более трех миллионов долларов. В самой России на экраны вышли 74 отечественные ленты, собравшие менее 190 млн. долл. При этом затраты на создание этих картин составили более 250 миллионов долларов. Убытки принесли 58 фильмов из 74.
Однако постепенно ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Российское кино начали рекламировать для международных инвесторов в рамках всевозможных фестивалей и киновыставок. Приток зарубежных инвесторов, готовых финансировать российское кинопроизводство, дает надежду на качественное изменение ситуации.
Но чтобы процесс пошел быстрее, нужно и самим проявлять инициативу. Иностранный инвестор потянется в Россию, когда наша киноиндустрия станет заметна за рубежом. А это произойдет не раньше, чем российское кино получит прочный финансовый фундамент.