Универсальные аспекты коммуникации и источники проблем часто лежат в поле деловой коммуникации между разными уровнями менеджмента организации.
Казалось бы действующие руководители сами постоянно общаются на многих уровнях. Если организовывать обучение руководителей организации, то уж точно не коммуникациям. Так думают многие HR менеджеры, но они ошибаются...
Как теория, так и практика будет им весьма полезна.
Что нового из теории общения может почерпнуть для себя кадровый менеджер и специалист по обучению?
Например, осознает ли он, что есть такая специфичная структура, знать которую стоит, а еще лучше ее использовать:
Структура коммуникативного акта
I. Коммуникатор - тот, кто выслал сообщение
II. Сообщение (послание) - то, что задумано, идея того, что было выслано
III. Кодирование сообщения - форма, в которой это сообщение дойдет до получателя
IV. Декодирование - как будет расшифровано сообщение, как интерпретируют его смысл
V. Реципиент, или получатель сообщения - тот, кто как раз и занимался декодированием (расшифровкой смысла).
Как руководителю ликвидировать свои ошибки и узнать, какие источники повышения эффективности коммуникации есть на каждом этапе?
Коммуникативная триада сообщения:
Прагматика (зачем мы собственно отправляем это сообщение?)
Информация (что мы отправляем?)
Экспрессия (как, каким способом мы это делаем, улучшает ли способ вероятность правильного прочтения сообщения, какие оттенки смысла сообщения подчеркивает?)
Психологическая триада коммуникации:
Информация (это то, что передают друг другу).
Перцепция (как воспринимают друг друга, и тот, кто передает сообщения и тот или те, кто его принимают).
Интеракция (как они взаимодействуют при этом)
Обучение будет максимально интересным, если оно сопряжено с трудностями, которые надо будет преодолевать и если оно будет наполнено неожиданными и эффектными упражнениями.
А затем эти упражнения позволят облегчить их труд и сделают его более производительным с одной стороны и более комфортным с другой.
Ключевые отличия деловой коммуникации:
Приоритет прагматического аспекта: рефлексия цели и средств коммуникации. Здесь под рефлексией понимается возможность взглянуть со стороны на себя и свой набор поведенческих навыков
Целесообразная информативность: минимум времени затрачиваемого на коммуникацию — максимум содержания, информации, которую получает на выходе реципиент.
Дисциплина языка: точность, конкретность как фактор результативности взаимодействия.
Ориентированность на реципиента: зоны ответственности слушающего и говорящего, коммуникативный репертуар, языковые картины мира.
Под картиной мира понимается устойчивый непротиворечивый для другого человека набор образов, описывающий основные отношения между людьми в компании. Например, в СССР картина мира заведующей магазином такая – укради, что плохо лежит у тебя в магазине и вези это домой, тебе за это ничего не будет, так делают «все». Как мы понимаем, если такой картиной мира будет руководствоваться директор гипермаркета, он проработает максимум несколько дней и затем будет уволен.
Наиболее употребляемые, и более редкие инструменты для деловой коммуникации HR и руководителям стоит обсуждать непосредственно во время подготовки этого обучения. Подготовленный тренинг гораздо более эффективен и дает именно то, что сейчас нужно для компании, отдела, группы, приходящей на обучение.